23 января 2022 17:24

фото: Иван Шаповалов / Пресс-служба ОАО «РЖД»

Проход в «зелёном коридоре»

Константин Иванов, заместитель заведующего отделением «Тяговый подвижной состав», АО «ВНИИЖТ»

На сортировочных станциях крупных российских городов, в том числе курортных, сейчас работают маневровые тепловозы, которые создают экологическую нагрузку на окружающую среду. Решить этот вопрос можно с помощью гибридных маневровых локомотивов.

Учитывая направления развития, выбранные Международным союзом железных дорог по полной ликвидации углеродного выброса к 2050 году, мы должны решить проблемы экологии, и в первую очередь создать «зелёные коридоры» в курортных регионах, таких как Калининград, Крым, Кавказ, Байкал и Сахалин.

Представляется перспективным использование на полигонах гибридных маневровых локомотивов, которые используют более одного источника энергии. Это может быть контактно-аккумуляторный электровоз, который получает питание от контактной сети, запасает энергию в аккумуляторной батарее и затем может некоторое время работать на неэлектрифицированных участках.

Сейчас ведётся разработка электровоза, который имеет мощность от сети 500 кВт, а от батареи – 300 кВт.

Согласно расчётам, этого достаточно для работы с пассажирскими поездами с 20–22 вагонами на маневрово-вывозной работе. Этот электровоз может быть использован на крупных пассажирских станциях – Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, на сортировочных станциях в курортных городах страны, где сейчас работают маневровые тепловозы. У такой технологии есть и минусы. Здесь необходимо использовать батареи большой мощности, что приводит к высокой стоимости такого подвижного состава на данный момент.

Есть концепт, уже воплощённый в железе, – это двухосный маневровый локомотив ТЭМ5Х, который был представлен в августе 2019 года в Щербинке. Это гибрид с дизельной установкой и накопителем на основе литий-ионных аккумуляторов.

У нас существует матрица из вариантов маневровых гибридных локомотивов, начиная с самых дешёвых и заканчивая самыми дорогими.

Помимо работы над экологичными маневровыми локомотивами продолжается разработка моделей применения накопителей энергии и на магистральных локомотивах. К этому нас вынуждают растущие требования к экологии и достаточно длинные полигоны на автономной тяге. Ведь согласно целевому состоянию железнодорожных полигонов тяги до 2025 года у ОАО «РЖД» останутся довольно протяжённые неэлектрифицированные участки, в первую очередь на БАМе и европейском Севере, где электификацию невыгодно проводить по экономическим причинам. Здесь можно использовать локомотивы на батареях. В институте создан эскизный концепт на базе тепловоза 2ТЭ25 с мощность 3500 кВт.

В нём предусматривается размещение во второй секции накопителя энергии с необходимой аппаратурой управления заряд-разрядом, тягового электрооборудования, вспомогательного оборудования секции и тормозного компрессора. Аналог такого электровоза – аккумуляторный локомотив на базе тепловоза типа ES44 разработки General Electric.

Думаю, что мы сможем получить хорошие результаты, когда со временем снизятся цены на аккумуляторные батареи. Тогда этот концепт сможет воплотиться в железе. Нужно сказать, что создание локомотивов с накопителями энергии – очень непростой путь, и наши зарубежные партнёры, которые используют для этого свои разработки, сталкиваются с большими трудностями.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31