02 декабря 2022 11:45

фото: Иван Шаповалов / Пресс-служба ОАО «РЖД»

Год вызовов

Олег Белозёров, генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД»

На итоговом заседании правления ОАО «РЖД», состоявшемся 11 декабря 2019 года, с докладом выступил генеральный директор – председатель правления холдинга Олег Белозёров. «Гудок» публикует текст его выступления.
Уважаемый Максим Алексеевич, уважаемые коллеги!

Сегодня могу с уверенностью доложить, что в 2019 году компания справилась с решением поставленных задач. Перевозки пассажиров и грузов выполняются на высоком уровне надёжности и безопасности. Задана соответствующая времени и задачам динамика обновления развития системы управления, техники и технологий, инфраструктуры. Обеспечена финансовая устойчивость компании.

Мы продолжаем уверенно занимать передовые позиции среди железнодорожных компаний мира по всем ключевым показателям.

«Российские железные дороги» подтверждают статус социально ответственного работодателя, занимая первые строки рейтинга в оценке самых желанных для россиян мест трудоустройства.

В основе достижений холдинга лежит труд миллионного коллектива. Сегодня хочу всем вам сказать большое спасибо! Наши слова благодарности за продуктивное взаимодействие – руководителям органов законодательной и исполнительной власти всех уровней.

Мы ежедневно ощущаем увлечённую и заинтересованную работу Совета директоров, взвешенные и сбалансированные решения которого позволяют компании уверенно двигаться по пути достижения поставленных целей. Особая благодарность пассажирам и грузоотправителям – за доверие железнодорожному транспорту и совместное создание новых сервисов и услуг.

Доклад о конкретных результатах хочу начать с направления, которое определяет лицо компании и фактически является нашим фронт-офисом. Я имею в виду пассажирский комплекс. Ежедневно его услугами пользуются более 3 млн человек.

Мы последовательно проводим стратегическую линию на обеспечение транспортной доступности и мобильности, чтобы у самой активной и подвижной части нашего общества всегда были желание и возможность вновь и вновь воспользоваться услугами железной дороги.

Динамика целевых показателей по этому направлению впечатляющая. В основе достигнутых результатов три основных фактора – сервис, обновление парка и скорость. По итогам 2019 года будет отправлено 1,2 млрд пассажиров. Это самый высокий показатель за последние 11 лет.

Продолжается существенный рост спроса во всех сегментах пассажирских перевозок: по отдельным направлениям это десятки процентов, а в абсолютном выражении – десятки миллионов пассажиров.

Хочу подчеркнуть, что эти результаты получены в условиях высокой сравнительной базы 2018 года, когда проводился чемпионат мира по футболу.

В 2019 году реализована самая масштабная программа обновления всех типов пассажирского подвижного состава.

В кратчайшие сроки налажено производство рельсовых автобусов нового поколения серии РА3, сегодня они успешно эксплуатируются на новой инфраструктуре стандарта 1520 мм, нашего российского стандарта, на Сахалине.

Считаю, что текущий год стал переломным в подходе к обновлению парка. Это не только закупка привычных моделей вагонов, но и их внутренняя реновация. Такие решения приняты в отношении и купейных, и плацкартных вагонов. Представлена концепция плацкартного вагона нового поколения, в основу которого положен принцип трансформера, позволяющий каждому пассажиру найти свой баланс между общим и индивидуальным пространством.

В этом году исполняется 10 лет скоростным перевозкам поездами «Сапсан». Как это ни парадоксально будет звучать, но использование вместимости поездов на маршруте сегодня свыше 110%. Это с учётом посадки и высадки пассажиров на промежуточных станциях.

Компания делает всё для того, чтобы уровень сервиса в этом сегменте был неизменно высшим. Этому будут способствовать обновлённая система обслуживания и новый комфортный интерьер, которые разработаны в соответствии с пожеланиями клиентов.

Однако резервы для дальнейшего наращивания перевозок пассажиров поездами «Сапсан» на существующем направлении практически исчерпаны. И мы с губернатором Санкт-Петербурга Александром Дмитриевичем Бегловым обратились к президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину и получили поддержку нашего предложения о начале проектирования ВСМ Москва – Санкт-Петербург. В 2020 году приступаем к этой работе.

В пригородных перевозках в текущем году впервые за долгое время решён вопрос взаиморасчётов с субъектами Российской Федерации, обеспечены стабильные платежи за предоставленные услуги. Уверен, что предложения компании по компенсации потерь по пригородным перевозкам, поддержанные председателем Правительства РФ Дмитрием Анатольевичем Медведевым, будут реализованы в полном объёме.

Предстоит завершить формирование модели развития пригородного комплекса. Первое её обсуждение показало многовекторность оценок. В следующем году необходимо совместно с общественными институтами провести открытые дискуссии для выработки сбалансированных решений.

2019 год стал годом становления железной дороги как одного из полноправных видов городского транспорта. Этому в полной мере способствуют реализованные проекты в Центральном транспортном узле – МЦК, МЦД-1 и МЦД-2. За первые дни работы диаметров рост пассажиропотока на этих направлениях составил более 8%.

Уникальные решения по сокращению интервалов движения на МЦК до четырёх минут помогают кольцу достигать новых рекордных результатов. 29 ноября перевезено более 571 тыс. пассажиров, а всего с начала эксплуатации – более 400 млн человек. В 2021 году мы должны внедрить модель беспилотного вождения. Совместно с Минтрансом предстоит масштабная работа по совершенствованию нормативной базы.

Полученный опыт позволил переосмыслить роль и значение железнодорожного транспорта для городов и городских агломераций. Мы будем не только тиражировать наши решения, но и развивать их с учётом особенностей каждого региона.

По этому направлению уже развёрнута масштабная работа в интересах Санкт-Петербургского транспортного узла. Сегодня выстроено конструктивное взаимодействие с регионом и подготовлена Концепция развития железнодорожной инфраструктуры до 2030 года, первый этап которой одобрен в сентябре правительством города. Санкт-Петербург крайне нуждается в современном транспортном обеспечении, и мы сделаем всё необходимое, чтобы придать ему максимальную динамику.

Создавая лучшие условия для пассажиров по всей стране, мы планируем в следующем году увеличить общий объём ещё на 4%.
Правлением компании приоритетной задачей текущего года было определено развитие человеческого капитала. В его основе адресный подход через призму:
– создания комфортных условий на рабочем месте;
– обновления технологических процессов, внедрения инновационных средств механизации, спецодежды, инструмента;
– организации непрерывного процесса обучения и переподготовки.

Построена и функционирует целостная система профессиональной подготовки от линейного уровня до топ-менеджмента. Сегодня сотрудники компании, и я в том числе, с гордостью могут сказать, что проходят обучение в единственном на сегодняшний день в Российской Федерации Корпоративном университете, имеющем действующий международный сертификат качества Всемирного совета корпоративных университетов.

Продолжена работа по улучшению условий труда и дополнительной социальной поддержке работников-женщин. По инициативе ОАО «РЖД» принято решение о допуске женщин к управлению железнодорожным транспортом, которое вступает в силу 1 января 2021 года. В течение следующего года мы обязаны выполнить все подготовительные мероприятия.

Эффективно функционирует и развивается отраслевая система здравоохранения. Самый главный её результат – нулевой уровень аварийных ситуаций, вызванных состоянием здоровья работников ОАО «РЖД».

По всем направлениям социальной работы хочу высказать благодарность руководителям профсоюзных организаций, которые регулярно нас ориентируют на решение наиболее насущных вопросов текущей деятельности.

Все мероприятия социальной направленности, реализуемые компанией, имеют в своей основе выдающиеся показатели по производительности труда, достигнутые за последние годы. За последние 4 года, напомню, рост производительности труда составил 27%.

Среднемесячная заработная плата работников, занятых во всех видах деятельности, в 2019 году выросла на 6,1%, при этом реальная заработная плата увеличена на 1,3%.

Особое внимание в компании уделяется вопросу социальной и кадровой политики в отношении Восточного полигона. Сформирована отдельная целевая социально-кадровая программа до 2025 года. Акцент сделан на развитии БАМа, пятидесятилетие которого мы будем отмечать всей страной через пять лет. Вектор, заданный в текущем году в период подготовки к 45-летию начала строительства БАМа, будет не только сохранён, но и кратно усилен.

Мы будем настойчиво проводить политику создания условий для раскрытия человеческого потенциала. Это в полной мере отражено в новом Коллективном договоре на 2020–2022 годы, в котором предусмотрено существенное расширение социальной поддержки сотрудников.

В части транспортно-логистической деятельности и перевозок 2019 год можно назвать Годом вызовов. Высокая волатильность рынка и внешние ограничения оказали существенное влияние на плановые параметры, что обусловило их корректировку. На ряд моментов хочу обратить особое внимание.

Первое – структура погрузки. Нас крайне беспокоит устойчивая тенденция её изменения в сторону низкодоходных грузов и, как следствие, снижения выручки. Напомню, что в основу действующего Прейскуранта было заложено внутреннее перекрёстное субсидирование.

В соответствии с поручением председателя правительства Дмитрия Анатольевича Медведева в течение следующего года планируем разработать базовую модель новой тарифной системы и ввести её в действие с 2026 года. При этом до 2025 года будут сохранены утверждённые принципы долгосрочного тарифообразования, а также обеспечена возможность адаптации к новым тарифным условиям.

Второе – изменение структуры грузопотоков. Паспорту первого этапа проекта развития Восточного полигона соответствовала конкретная топология перевозок, под которую были сформированы мероприятия по модернизации железнодорожной инфраструктуры.

Вместе с тем за последние годы произошло существенное изменение географии грузопотоков. Факторов несколько: помимо меняющейся конъюнктуры мировых рынков, часть месторождений не вышла на проектную мощность, часть сдвинула «вправо» свои инвестиции. В результате крен на загрузку Восточного полигона пришёлся на «западные» месторождения, и в основном это Кузбасс, Хакасия, что увеличило загрузку сети и потребовало дополнительного оперативного внедрения технологических решений, резервы которых ограниченны.

Ситуация волатильности заставляет пересмотреть подход в нашей работе с предприятиями малого и среднего бизнеса, искать новые грузовые ниши. Сегодня в одинаковой степени для нас ценны перевозки от нескольких десятков килограммов до миллионов тонн. Хорошим примером здесь является наше сотрудничество с «Почтой России».

Требует серьёзных изменений терминально-складской комплекс. В 2020 году необходимо приступить к реализации мероприятий по его ребрендингу и системной перестройке.

В сегменте контейнерных перевозок продолжается устойчивый рост в соответствии с параметрами Комплексного плана. В текущем году мы достигнем рекордного общего контейнеропотока и вплотную подойдём к отметке в 5 млн ДФЭ.

Задачи 2020 года крайне напряжённые. Мы должны обеспечить транзитные перевозки контейнеров на уровне не менее 750 тыс. ДФЭ, с ростом более 20%. В условиях высокой волатильности рынка компания в полной мере, как мы и договаривались с грузоотправителями, воспользовалась предоставленным правом регулирования в рамках тарифного коридора. Принято порядка 50 взаимовыгодных решений, которые позволили компаниям обеспечить стабильность производства, а «Российским железным дорогам» – получить дополнительный объём перевозок в размере более 9 млн тонн и дополнительный доход в размере 14,7 млрд руб.

Уверенно внедряются новые сервисы. Общая линия – это глобальная е-коммерция на основе создания общей доверительной информационной среды, автоматического формирования перевозочных документов и защищённого документооборота.

В текущем году проведена целенаправленная работа по повышению надёжности доставки грузовых отправок. Этот показатель вырос почти до 99%. Это, конечно, хороший результат, но мы считаем, что такой уровень должен быть минимальной нормой повседневной деятельности, а в следующем году мы должны выйти на 100%.
Скорость доставки грузовых отправок в 2020 году должна быть не менее 402 км/сут., а скорость транзитного контейнеропотока – не менее 998 км/сут.

На разных площадках мы много обсуждаем вопросы повышения эффективности использования парка, ускорения оборота вагона. Это совместная работа с грузоотправителями, операторами подвижного состава на всех этапах перевозочного процесса. Перефразируя известное изречение, мы призываем: «Участники транспортного рынка, соединяйтесь!» Будем вместе двигаться в сторону повышения результативности работы.

Одно из ключевых конкурентных преимуществ железнодорожного транспорта – это его надёжность и безопасность. В 2019 году уровень аварийности снижен на 12% к уровню прошлого года и составил рекордные 0,86 события на 1 млн поездо-км. По оценке Международного союза железных дорог, мы лучшие в мире.

Компания последовательно продолжает реализацию Концепции нулевого травматизма. Устойчивая динамика снижения достигнута по всем направлениям.

Обеспечение безопасности движения и безопасности труда – это повседневная кропотливая работа. Хочу поблагодарить начальников дорог, руководителей линейного уровня за достигнутые результаты.

Задачи на 2020 год по этому направлению определены и обеспечены необходимыми ресурсами.

Культура транспортной безопасности прочно вошла в наш производственный процесс. Проведена сложная работа по корректировке законодательной базы. Она организована в тесном взаимодействии с Министерством транспорта, Федеральным агентством железнодорожного транспорта, коллегами из правоохранительных органов. Хочу поблагодарить всех за наш общий результат.

Ключевое достижение года в сфере цифровизации – это утверждение Советом директоров компании в конце октября Стратегии цифровой трансформации ОАО «РЖД» до 2025 года. В текущем году уже успешно реализованы пилотные проекты.

По технологии блокчейн. Реализован проект построения информационного пространства сквозного процесса вагоноремонтного комплекса.

По «смарт-контрактам». Построены договорные отношения с цифровой доверительной средой, прозрачной для всех участников перевозочного процесса.

По технологии искусственного интеллекта – это применение «технического зрения».

Мы приступили к созданию «цифровых двойников».

В соответствии с прошлогодним решением правления приступил к работе Главный центр управления российскими железными дорогами. Сегодня на одной площадке в общей системе контроля и мониторинга интегрированы информационные потоки по всем видам деятельности со всех уровней.

Считаю, что текущий год является переломным для всего инженерного корпуса российских железных дорог. Принципиально решены нетривиальные, важнейшие производственные задачи – беспилотного вождения в грузовых перевозках, интервального движения, виртуальной сцепки локомотивов. Безусловно, это новое слово инженерной мысли.

За разработку и внедрение автоматизированного комплекса управления движением поездов на Московском центральном кольце коллективу сотрудников НИИАС присуждена премия Правительства России в области науки и техники.

Высокий организационный и технологический потенциал ОАО «РЖД» обусловил выбор нашей компании в качестве национального лидера по разработке решений в области квантовых коммуникаций. Задача поставлена амбициозная – вывести нашу страну в лидеры по данному высокотехнологичному направлению.

Холдинг продолжает наращивать зарубежные компетенции.

Заключён контракт на модернизацию железнодорожной инфраструктуры на Кубе. Мы не только расширяем инфраструктурный портфель компании, но и добавляем в доходы холдинга «РЖД» почти 2 млрд евро.

Наша качественная и добросовестная работа позволила расширить сотрудничество с «Сербскими железными дорогами»: перед нами стоит задача создания современного Единого диспетчерского центра, а также реализации новых проектов по обновлению инфраструктуры.

Компания ещё раз на практике доказала свою способность эффективно управлять зарубежными активами. Показатели Улан-Баторской железной дороги вышли на новый уровень, а в скором времени будет увеличена пропускная способность и расширен новый конкурентоспособный транспортный коридор из стран АТР в Европу.

Продолжаем работу по проекту широкой колеи до Братиславы и Вены.

Следующий год станет ещё более амбициозным с точки зрения расширения географии нашего присутствия. В октябре мы сформировали значительный задел для работы на Африканском континенте, подписав в ходе саммита «Россия – Африка» соглашения с несколькими странами. Ключевым партнёром здесь стал Египет.

Эта деятельность – серьёзный вклад холдинга в реализацию экспортного потенциала страны.

Даже в текущих сложных условиях по итогам работы за 2019 год ОАО «РЖД» выполнило и улучшило ключевые финансовые результаты по сравнению с Долгосрочной программой развития (ДПР). В счёт оплаты текущих налогов и страховых взносов холдингом «РЖД» направлено 408,3 млрд руб.

Агентство Moody's присвоило компании инвестиционный рейтинг «Ваа2», что на одну ступень выше, чем суверенный рейтинг Российской Федерации. В основе этого лежит системная, планомерная работа по повышению эффективности и ограничению роста удельной себестоимости перевозок.

На 2020 год и в предстоящем трёхлетнем периоде компания продолжит реализацию мероприятий по оптимизации издержек на сумму почти 120 млрд руб. Наша задача – максимально задействовать инструменты во всех сегментах, в том числе более решительно идти по пути сокращения удельного расхода топлива и электроэнергии на тягу поездов.

Это особенно важно в условиях масштабной программы обновления тягового подвижного состава. Её размер в текущем году максимален за последние пять лет, и это позволило на 100% загрузить локомотивостроительные и локомотиворемонтные заводы.

Несмотря на конъюнктурные изменения, снижение индексации тарифов, чистая прибыль должна составить в 2020 году 50,9 млрд руб.

В соответствии с ДПР и Комплексным планом прибыль компании планируется направить на реализацию инфраструктурных проектов.

Уважаемые коллеги!

Инвестиционная программа и финансовый план ОАО «РЖД» на 2020 год и на период до 2022 года, одобренные Правительством Российской Федерации, открывают новый масштабный инвестиционный цикл, беспрецедентный для железных дорог России.

Компания постоянно совершенствует инструменты финансирования. В текущем году мы запустили новый механизм взаимодействия с регионами при реализации инвестиционных проектов и выступили в роли концессионера, заключив два концессионных соглашения с Калужской и Самарской областями.

При совместном развитии инфраструктуры нам важно закреплять взаимные обязательства и разделять риски с грузоотправителями на принципах ship-or-pay/take-or-pay, что даст возможность реализовывать проекты под согласованную перспективную грузовую базу.

Суммарный объём инвестпрограммы составит 2,5 трлн руб., в том числе на 2020 год – более 820 млрд руб. На развитие инфраструктуры планируется направить свыше 1 трлн руб., а на проекты обновления – почти 900 млрд руб. Эти цифры в трёхлетке.

Уже в текущем году мы увеличили объёмы модернизации и капитального ремонта инфраструктуры. Впервые за многие годы достигнуто сокращение почти на 1 тыс. км протяжённости участков пути, просроченных капитальным ремонтом. Это позволит сократить ограничения скоростей движения. В основе лежит решение правительства об индексации тарифов на 2% и направлении полученных средств на обновление путевой инфраструктуры.

В части повышения эффективности инфраструктурной деятельности мы ставим себе задачу стопроцентного выполнения плана по продолжительности ремонтов в «окно». Это потребует применения новых технологий, оптимизации регламентов и максимальной синхронизации работы всех подразделений.

В целом в следующем году инвестиционный бюджет строительного комплекса увеличится на 56%. Поэтому строительный блок компании должен претерпеть системную трансформацию по всем ключевым составляющим.

И мы, коллеги, следующий год называем Годом строительной трансформации. Мы считаем, что должны осуществить неординарный рывок в следующем году по этому направлению. В первую очередь мы должны изменить самих себя и устоявшиеся стереотипы по процессной строительной модели. Сегодня строительство объекта должно начинаться намного ранее физического выполнения работ и заканчиваться не только укладкой последнего звена.

Не ошибусь, если скажу, что практически каждое подразделение компании в своей части – участник строительного процесса в современном его понимании. В этой ситуации механизм координации и проектная модель управления должны быть неотъемлемой нормой повседневной деятельности.

Все необходимые заделы сегодня созданы. Но этой работе всё ещё не хватает динамизма, и в следующем году нам необходимо выйти на абсолютно новый уровень.

Особое внимание – нормативной базе. В текущем году правительством поддержаны предложения компании по оптимизации требований и процедур, в 2020 году необходимо начать их практическое применение.

Уважаемые участники заседания!

Безусловно, многое определяется макроэкономикой, но железнодорожники уже не раз доказывали, что они не привыкли зависеть от обстоятельств и умеют добиваться поставленных целей и задач в самых сложных ситуациях.

Мы осознаём свою ответственность перед страной и обществом и предпримем все усилия для повышения эффективности и доступности перевозок.

2020 год – год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Компания примет активное участие в праздничных мероприятиях, а также обеспечит обслуживание ветеранов войны и гостей на высочайшем уровне.

В преддверии Нового года хочу пожелать здоровья, мира и благополучия вам и вашим семьям. Пусть будущий год принесёт всем нам хорошее настроение и успех.

Благодарю за внимание!
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31