24 октября 2020 00:46

фото: АО «МСЗ»

Новая стрелка для «Сапсана»

На станции Крюково Октябрьской дороги завершена укладка инновационного стрелочного перевода типа Р65 марки 1/22 проекта МСЗ.8364.00.000. Объект принят в опытную эксплуатацию под наблюдением специалистов АО «ВНИИЖТ». В мае 2020 года планируется проведение приёмочных испытаний, до этого времени должны быть проведены динамико-прочностные и эксплуатационные испытания.
Как рассказал «Гудку» начальник Службы по организации скоростного и высокоскоростного движения поездов Центральной дирекции инфраструктуры Александр Гришан, новая стрелка уложена взамен скоростного стрелочного перевода типа Р65 марки 1/22 проекта 2832. Новый перевод позволяет увеличить максимальную скорость движения по прямому направлению с 200 до 250 км/ч.
«Стрелочный перевод был разработан и произведён Муромским стрелочным заводом с учётом опыта создания стрелочных переводов для высокоскоростных линий Германии, Испании и Японии», – отметил Александр Гришан.

Начальник управления по разработке и внедрению продукции АО «Муромский стрелочный завод» Денис Ершов рассказал, что стрелка МСЗ.8364 превосходит использующиеся сейчас для скоростного движения на сети переводы проекта 2832 по ряду параметров. Её конструкция выполнена с подуклонкой рельсовых «нитей» 1/20 по всей длине. Все переводные и замыкающие устройства (тяги и внешние замыкатели) располагаются в полых металлических брусьях, что обеспечивает возможность подбивки щебёночного балласта машинным способом по всей длине перевода, облегчая работы по содержанию пути. На стрелке 2832 тяги и замыкатели располагаются между брусьев, что делает проблематичной даже ручную подбивку, затрудняя содержание пути в нормативном состоянии.

Для МСЗ.8364 разработана крестовина новой конструкции, в которой обеспечена жёсткая связь усовиков с корнем сердечника. Это исключает проблему их взаимного угона, которая присутствует в типовых конструкциях.

Для крепления металлических элементов перевода к железобетонным брусьям разработано новое упругое рельсовое скрепление, которое позволяет осуществлять регулировку ширины колеи. Это даёт возможность обеспечить высокую точность геометрии при укладке перевода, а также обеспечить компенсацию износа рельсовых элементов во время эксплуатации.

В переводе МСЗ.8364 применены остряки из хромистой стали, обеспечивающей необходимую твёрдость без применения термоупрочнения.

За безопасность работы на стрелочном переводе отвечают внешние замыкатели (устройства, обеспечивающие запирание – жёсткую связь между остряками и рамными рельсами и между сердечником крестовины и усовиками), они гарантируют, что остряк и сердечник крестовины не смогут самовольно перевестись даже при изломе переводных тяг. Таких устройств новый перевод получил пять – три на стрелке и два на крестовине.

При проектировании учтена возможность сварки всех стыков перевода, геометрию пришлось удлинить за счёт заднего вылета крестовины в сравнении с проектом 2832. Полная длина перевода составляет 80,94 м. «На сегодняшний момент это самый длинный одиночный стрелочный перевод на пространстве 1520», – отметил Денис Ершов. Из старых переводов лидерство по этому параметру принадлежит проекту 2832 – 79,87 м.

На станции Крюково сопрягаются главные пути двухпутного и четырёхпутного участков высокоскоростного направления Санкт-Петербург – Москва, по которому курсируют «Сапсаны». Участок Санкт-Петербург – Крюково двухпутный, участок Крюково – Москва – четырёхпутный. Стрелочный перевод № 1 проекта МСЗ.8364 расположен на 1-м и 3-м главных путях. Преимущественное движение высокоскоростных поездов по переводу № 1 осуществляется по прямому направлению на 3-й главный путь участка Крюково – Москва, пассажирские и пригородные поезда следуют по обоим направлениям стрелочного перевода.

В период опытной эксплуатации сотрудники ВНИИЖТа будут следить за изменением геометрии рельсовой колеи; износом остряков, рамных рельсов, рельсов соединительных путей крестовины, элементов переводных и замыкающих устройств; образованием дефектов и отказами на элементах стрелочного перевода, в том числе брусьев и элементов скреплений, роликовых устройств; стабильностью работы узлов и соединений; взаимным прилеганием остряков и рамных рельсов, сердечников и усовиков, крестовины к опорам и упорным накладкам; надёжностью запирания остряков и сердечника крестовины внешними замыкателями; трудозатратами на обслуживание стрелочного перевода.

По словам Александра Гришана, дирекция нуждается в стрелках с характеристиками проекта 8364. Они могут прийти на смену переводам типа Р65 марки 1/22 проекта 2832. Во-первых, РЖД нужны современные инфраструктурные решения для увеличения скоростей движения и снижения затрат на обслуживание. А во-вторых, сегодня наблюдается критический износ элементов стрелочных переводов проекта 2832, эксплуатирующихся на Октябрьской дороге с 2004 года. Кроме того, новая элементная база стрелочного перевода при условии успешного завершения испытаний рассматривается как замена для типовых конструкций не только в переводах марки 1/22, но и для всех остальных стрелок, используемых при организации скоростного и высокоскоростного движения.

Результатом испытаний опытного образца и комиссионной приёмки стрелочного перевода станет решение о рекомендации к его постановке в серийное производство. Но проходить его на скорости до 250 км в час «Сапсаны» могут уже сейчас.

Александр Зубов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31