13 декабря 2019 01:02

Звенья одной цепи

Репортаж из Центра управления сетями связи МЖД

Ни одного существенного инцидента, повлиявшего на работу столичной магистрали, не допущено в 2019 году связистами МЖД. Чтобы прочувствовать напряжённый ритм их деятельности, обозреватель «Московского железнодорожника» побывал в Центре управления сетями связи Московской дирекции связи (МДС).
Начальник центра Алексей Романий и ведущий инженер Виктория Кондакова
Устаревшим моделям телефона и иных средств коммуникаций теперь место в музее МДС
Задача Центра – on-line управление и мониторинг всех устройств связи на полигоне Московской железной дороги. Персонал «мозгового центра» составляет 20 человек, рабочее место сменного инженера функционирует в режиме 24/7, то есть даже ночью здесь находятся инженер и старший смены (диспетчер дирекции). С технологией работы центра меня знакомит его молодой, но уже опытный начальник Алексей Романий. Он здесь вырос как руководитель, трудится с 2012 года, начинал инженером, потом был ведущим инженером, заместителем начальника отдела.
– Весь персонал в центре делится на технический и административно-технический, – рассказывает Алексей. – Предположим, где-то на полигоне произошло повреждение кабеля или оборудования связи. Прежде всего необходимо проверить работоспособность цепей связи, предоставляемых сервисов. Да, цепи связи имеют автоматическое кольцевое резервирование, но тем не менее проверка работоспособности сервисов – это обязательное условие при повреждениях линий связи и оборудования. Надо сделать всё, чтобы обойти повреждённый участок, каналы переписать по альтернативным обходным маршрутам. Этим занимается сменный инженер. Для того чтобы повреждённый кабель отремонтировать в кратчайшие сроки, нужно вызвать ремонтно-восстановительную бригаду, поставить в известность руководство регионального центра связи, дирекции, а также диспетчерский аппарат Центральной станции связи. Если это волоконно-оптический кабель, надо организовать выезд бригады АО «Компания ТрансТелеКом». Этим занимается диспетчер, старший смены ЦТУ. Инженеры и диспетчеры – одна слаженная команда. Благодаря тому, что все подключены к Единой системе мониторинга и администрирования (ЕСМА), они на своих экранах видят одну и ту же картину в комплексе.

Резервирование клиентских сервисов для различных служб дороги происходит в автоматическом режиме. Если где-то что-то сломалось, случилось повреждение, клиент обычно даже не замечает перерыва в связи, перерыва в сервисе.
– А в это время мы занимаемся локализацией, устанавливаем причину и устраняем неисправность, – поясняет Алексей Романий. – Выясняем, с чем связано повреждение: обычно это порыв кабельных линий связи, отказ элемента какого-то оборудования. Некоторые неисправности инженер ЦТУ может устранить прямо со своего рабочего места. Или на время вывести повреждённый участок «из игры», чтобы к утру уже «на точку» прибыл электромеханик. Всё продолжает работать, сервис связи не прерывается, наши коллеги даже и не догадываются об аварийном инциденте. Система мониторинга и удалённого администрирования прекрасно позволяет это обеспечить.

В центре 3 ведущих инженера, у каждого своё направление. Надежда Куликова курирует сменных инженеров, её направление – транспортные сети связи. Ведущий инженер Виктория Кондакова занимается координацией работы сменных инженеров, вторичной сетью связи и транспортными сетями. Готовит документы, принимает решения, даёт указания в региональные центры.
– Молодой, но уже очень сильный, перспективный специалист с задатками руководителя, – характеризует Викторию заместитель начальника МДС – начальник отдела эксплуатации Юрий Качановский.

Ведущий инженер Светлана Чайкина одновременно является старшим диспетчером. Инженеры Юлия Архипина и Оксана Абрамова ведут вопросы учёта ресурсов связи в системе ЕСМА. А управление предприятием без учёта ресурсов невозможно. Сменный инженер Дмитрий Криулин рассказывает, что, выполняя функции технического специалиста, инженер ЦТУ владеет разными системами управления различного оборудования – транспортного, передачи данных, оперативно-технологического, контрольно-измерительного. Он видит, что происходит, события, инциденты, неисправности, удалённо подключается, пытается устранить неполадки дистанционно. Если нужен выезд механика – сообщает старшему смены центра.

– Дальше по нашему регламенту это доводится до начальника дирекции, Центральной станции связи, – говорит Дмитрий. – В случае необходимости организовывается выезд ремонтно-восстановительной бригады – она производит ремонт кабеля, замену платы или модуля на оборудовании.

– По проектам Центральной станции связи проведена модернизация транспортной сети связи, – рассказывает начальник Московской дирекции связи Анатолий Куц. – Построена высокоскоростная транспортная магистраль на базе оборудования производства компании ECI Telecom, а также на базе оборудования производства компании ZTE. Вот очень наглядно видно 10-е кольцо модернизации, оно идёт из Москвы через Вязьму в Смоленск, затем в Брянск, Орёл, Курск, Воронеж, дальше через Ефремов, Узловую и Тулу мы попадаем обратно в Москву – всего около 2 тыс. км Московской и Юго-Восточной железных дорог.

Система управления данной сетью находится здесь и в центрах управления в Москве и Екатеринбурге. В Центре управления сетями связи МЖД выявляются повреждения, а если обнаруживается какая-то аварийность, то в АРМ на рабочих местах она сразу подсвечивается, подаётся звуковая сигнализация. Событие, связанное с неисправностью, попадает в ЕСМА, а дальше производится анализ, локализация места неисправности, причина. В случае необходимости производится вызов ремонтно-восстановительной бригады на место повреждения.

А вот оборудование – мультиплексоры сети OTN, которые передают огромные объёмы информации по оптическому волокну для Малого кольца (МЦК). В случае повреждения волоконно-оптического кабеля все каналы, сервисы имеют резервирование. Это создаёт большой запас отказоустойчивости. Количество передаваемой информации достигло очень высокого уровня – 10 Гб. На этом участке полностью удовлетворяются все запросы коллег из смежных служб Малого кольца, в том числе и для Московского метро. Все каналы связи работают, магистральный уровень транспортной сети и сети передачи данных полностью обеспечивают потребности в корпоративной информатизации.
– С данного рабочего места каждый элемент транспортной сети управляемый, «живой», с ним можно работать, – поясняет Алексей Романий. – Мы можем в него зайти, посмотреть аварийность, изменить настройки и конфигурацию. В аварийной ситуации обеспечивают резервирование цепей и другие транспортные сети связи, которые присоединены к оборудованию Малого кольца. Работают резервные каналы связи, то есть гарантирована полная взаимозаменяемость.

Есть ещё 4-е кольцо модернизации, которое идёт по рязанскому направлению – из Москвы в Рязань, в сторону Кустарёвки, далее на Куйбышевскую железную дорогу, а также по горьковскому направлению – из Москвы в сторону станции Черусти, далее на Горьковскую железную дорогу. И самое мощное по пропускной способности – это Центральное кольцо. Оно идёт по БМО. Там уровень скорости передачи данных выше в 4 раза – 40 Гб. Все кольца модернизации соединены и интегрированы между собой, что позволяет обеспечивать требуемый уровень резервирования. Оборудование модернизированных транспортных сетей управляется из Центра технического управления, центров управления в Москве и Екатеринбурге. Это транспортная сеть – WDM и SDH (синхронная цифровая иерархия), она составляет «скелет», поверх которого работают другие виды связи – оперативно-технологическая, телефонная связь, цифровая радиосвязь.
– Молодой возраст сотрудников – это очень хорошо для такой напряжённой работы, требующей максимальной концентрации и стрессоустойчивости, помноженных на сообразительность и умение быстро принимать ответственные решения, – говорит Юрий Качановский. – Ребята отлично образованны, энергичны, амбициозны. И вместе с тем они уже реальные профессионалы. Основная нагрузка днём. Трудятся смена, ведущие инженеры, идут плановые операции, аналитическая деятельность – работа «кипит». Ночью остаётся 1 человек. И он должен принять правильное волевое решение в случае возникновения каких-либо нештатных ситуаций. Это самостоятельная боевая единица. Он обладает всем арсеналом технических знаний и способностью руководить. Разумеется, руководители дирекции, начальник центра и я всегда круглосуточно на связи. За многие годы привыкли, что тревожный звонок может случиться и ночью.

Переходим в линейный аппаратный зал (ЛАЗ), подразделение Московко-Курского регионального центра связи, где все кольца модернизации сводятся воедино. Это центральный узел, на котором сходятся направления столичной магистрали. Чтобы работать здесь, надо обладать высочайшим уровнем знаний и компетенций.

А вот оборудование для МЦК. Интервалы обращения поездов «Ласточка» очень короткие, поэтому оборудование транспортной сети OTN спектрального уплотнения производства Huawei на особом счету, ему уделяется пристальное внимание. На каждой станции МЦК и на каждом остановочном пункте (ТПУ) установлено оборудование данной линейки, интегрируемое в одно общее кольцо. На платформах оборудование меньшей комплектации. На постах ЭЦ станций, таких как Лихоборы, комплектации крупные – там, где много радиальных направлений и сейчас пристыковались Московские центральные диаметры. Крупные посты ЭЦ будут исполнять функции агрегирующих узлов, они станут соединять между собой каналы с других направлений, в том числе и центральных диаметров, и МЦК. Эти узлы более мощные, можно предусматривать резервирование и пропускать потоки трафика связи для клиентов разных линий – МЦК, МЦД, радиальных направлений.

Мы смотрим картинку на карте – это МЦК. Весь узел отражается на рабочем компьютере. А можно посмотреть и всю сеть. Инцидент, если он случится, сразу виден. В каждую единицу времени – едва что-то случилось, сюда поступает сигнал. И есть звуковое сопровождение, которое оперативно напоминает об инциденте.
– Для транспортных сетей связи это случается очень редко, не более 1–2 раз в сутки – поскольку это основа, скелет всей системы, – говорит Алексей Романий. – Поскольку у нас около 1000 мультиплексов, то это 0,1%.

Аварийная индикация в АРМ подсказывает сотруднику характер неисправности (связан ли он с повреждением модуля или волоконно-оптического кабеля), с какого блока пришла авария, что именно случилось. А дальше с учётом построения схемы, состава оборудования и знаний инженера он анализирует и принимает самостоятельное решение. Не компьютер, а человек принимает основное решение, и очень важно, чтобы инженер принял его правильно.
– Искусственный интеллект – это хорошо, но человеческий ум в управлении сетями связи всё же важнее, – добавляет Анатолий Куц.

Мы переходим в Единый диспетчерский центр управления, подразделение Московско-Курского регионального центра связи, где работают специалисты, непосредственно взаимодействующие с поездными диспетчерами – руководителями движения. Они решают, что делать в аварийной ситуации, связанной с работой поездной диспетчерской связи или в нестандартной ситуации в целом на Московской железной дороге, подсказывают правильные технические решения и взаимодействуют с ЦТУ. Вокруг много пультов оперативно-технологической связи, на каждом из которых можно применить настройки пульта любого поездного диспетчера. Всего 44 круга поездного диспетчера и столько же поездной радиосвязи, 88 кругов. Любая проблема, обращение поездного диспетчера немедленно отрабатываются в центре.

– Вот новые пульты, к нам передали под управление 2 круга Северной железной дороги и 1 круг ЮВЖД. То есть наш диспетчерский центр укрупняется, – говорит Анатолий Куц и показывает, как всё это работает. – Включается один из пультов, он имеет от 15 до 30 станций. Поездной диспетчер управляет у себя с пульта, а мы здесь дублирующе слышим, что он делает и как командует движением. Если вдруг у поездного диспетчера что-то не работает, наши специалисты подключаются, инструктируют, помогают в устранении повреждения. Где-то удалённо, где-то с вызовом электромеханика. Главное, что взаимодействие с основными клиентами службы движения происходит оперативно. Всегда доступен её диспетчерский аппарат: поездные диспетчеры, СЦБ, энергодиспетчеры – бесперебойная связь работает для всех клиентов.

– Вот на связи поездной диспетчер участка Москва-Курская – Ока. Он управляет движением с 10 этажа высотного здания Московского ИВЦ, а мы обеспечиваем ему сервис связи – поездную диспетчерскую радиосвязь и поездную диспетчерскую связь, – поясняет Алексей Романий. – Здесь надо выполнять работу быстро, системно и оперативно – по-другому у нас нельзя. Коллектив подобран из тех молодых профессионалов, кто обладает этими качествами. Для предотвращения ошибок в составе смены всегда есть старший электромеханик, который контролирует и в случае необходимости исправляет ситуацию.

Есть работы, которые выполняются в регламентном порядке. Но есть и внезапные, по заявке диспетчера. Тогда сразу же включаются электромеханики ЕДЦУ, которые готовы проконсультировать по любому вопросу, устранить проблему.

Далее мы проходим на центральную автоматическую телефонную станцию. Она поддерживает знакомые всем железнодорожные телефоны, начинающиеся на «четвёрку». Это связь с внешним миром. Высокопроизводительное, надёжное оборудование шведской фирмы Ericsson, возраст его 15 лет, сделано в Словении. «Замечательного качества оборудование, действует практически безотказно», – говорят специалисты станции.

Центр управления сетями связи взаимодействует с несколькими подразделениями Московско-Курского регионального центра связи. РЦС-3, один из 8 региональных центров Московской дирекции связи, находится рядом, там тоже сейчас идёт сменное дежурство.

– Это оперативно-технологическая связь диспетчеров, поездная радиосвязь и поездная диспетчерская, а также классическая телефонная связь, – поясняет начальник участка Вячеслав Андрюхин, безупречно работающий здесь уже более 20 лет. – Оборудование автоматической телефонной связи смонтировано в 1999 году, все 20 последующих лет проходили определённые модернизации. В ближайшие 5 лет мы будем переходить от классической проводной телефонии к IP-технологии. Это касается не только нашего узла, а всего полигона Московской магистрали.

– Сейчас с учётом возросшего объёма информации требования к деловым и личностным качествам персонала выдвигаются повышенные, – говорит Юрий Качановский. – Люди, которые работают на станции, регулярно сдают экзамены, проверяются на профпригодность. Ответственность очень высокая, подвести дорогу мы права не имеем.

– Благодаря способности резервирования, в том числе и альтернативными видами связи, как уже отмечал, инциденты становятся малозаметными или незаметными для клиентов, – продолжает Алексей Романий. – Так, форс-мажорный случай в 2018 году, связанный с несовершенством версии ПО оборудования оперативно-технологической сети связи, которое проявлялось при применении на больших системах, давал нежелательный эффект. Тогда возникли проблемы по всем поездным кругам трёх дорог – необходимо было срочно давать дополнительные резервы, раздавать поездным диспетчерам дополнительные телефоны, радиостанции. Благодаря квалифицированным согласованным действиям персонала поездные диспетчеры были обеспечены связью.

– Неспроста техническая кибернетика, закон устойчивости больших систем утверждают: чем больше система, тем её устойчивость становится меньше, – комментирует форс-мажорные обстоятельства Юрий Качановский. – Вот это был случай, когда такой закон сработал: в пределах Московской дороги эта система работала, а когда соединили с другими дорогами – возникли проблемы. Небольшой, малозаметный, казалось бы, нюанс дал резонанс, который вылился в форс-мажорный случай. Но из нештатной ситуации мы вышли достойно.

– Наш Центр управления сетями связи – самый большой на сети РЖД, подводит итог Анатолий Куц. – Процесс управления осуществляется уверенно и качественно. Центр готов к новым большим проектам, которые осуществляются как в Мосузле, так и на полигоне Московской железной дороги, прежде всего к развитию сети Московских центральных диаметров. Мы поддерживаем сокращённые 4-минутные интервалы на МЦК, обеспечиваем бесперебойной связью и подвижной состав, и работников станций. Те устройства, которые будут внедряться, прежде всего LTE, требуют подготовленных кадров. И такие кадры в Московской дирекции связи есть.

Каковы же перспективы развития железнодорожной связи? С этим вопросом я обратился к руководителю столичных связистов.
– Мы вместе с коллегами из Центральной станции связи проводили тестирование услуг связи 5G, чтобы понять, насколько быстро проходит передача информации с использованием этих сетей, – отвечает начальник Московской дирекции связи Анатолий Куц. – Уже ясно, что скорость передачи данных намного выше, чем по сетям 4G. За этим будущее. Ведь с увеличением скоростей, развитием высокоскоростного сообщения железнодорожникам требуется ускорить принятие решений в режиме on-line. Поэтому в разработке находятся новые стандарты по скорости передачи, основанные на 5G. Мы на Московской магистрали тоже над этим работаем. С целью обеспечения высокого уровня корпоративной информатизации железной дороги, предоставления новых видов сервисов, в том числе услуг IP-телефонии, видео-конференц-связи, персонал дирекции под руководством Центральной станции связи принимает активное участие в строительстве высокоскоростной транспортной сети передачи данных. Ведь связь является одним из ключевых элементов системы управления движением на железной дороге. Во многом связь определяет качество системы управления. В условиях общемировой цифровизации эффективно вести бизнес и развивать железные дороги без проведения информатизации невозможно.

Игорь Ленский
Фото автора



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Выбор редакции

Летний призыв