13 декабря 2019 00:59

фото: СЖД

Машинисту помогает видеоконтроль

Дмитрий Горбонос, главный инженер Куйбышевской дирекции тяги

Дирекция тяги совместно с Департаментом информатизации реализует пилотный проект по созданию видеопомощника машиниста маневрового движения. Система видеоконтроля позволит информировать машиниста о положении стрелок, сигналов, посторонних лицах и работниках РЖД на путях. По сути, речь идёт о применении автоматизированной системы мониторинга инфраструктуры с компьютерным зрением для обнаружения препятствий и нарушений.

В ноябре мы закончили оборудование аппаратно-программным комплексом помощника пяти маневровых локомотивов, сегодня система находится в тестовой эксплуатации. На локомотивах установлено пять интеллектуальных видеокамер на ход вперёд и на ход назад, которые могут вести съёмку объектов на пути следования. Аппаратный блок на борту локомотива обрабатывает поступающие данные, сравнивает с шаблонами базы данных и автоматически принимает решение продолжать движение или остановить. В случае угрозы система даёт сигнал машинисту.

Технология будет отрабатываться на приписном парке эксплуатационного локомотивного депо Стерлитамак, обслуживающего Дёмский узел, чтобы оценить возможности тиражирования с учётом подключения комплекса к системе управления локомотива. Тестовый режим эксплуатации автоматизированного помощника машиниста на узле Дёма продлится год с ежеквартальным рассмотрением результатов работы.

Проект реализуется на двух дорогах – Северной и Куйбышевской. Первоначально для реализации пилота на Куйбышевской дороге планировалось задействовать локомотивное депо Кинель, но по техническим причинам реализацию проекта перенесли на станцию Дёма, где эксплуатируется свыше 10 маневровых тепловозов ЧМЭ3. Кроме того, Дёма – крупный узел, он подходит для апробации проекта, так как риск возникновения нештатных ситуаций выше.

Почему машинисту потребовался видеопомощник? Мы проанализировали случаи проезда запрещающих сигналов светофоров и пришли к выводу, что в основе всех происшествий находится человеческий фактор. Это может быть невнимательность, несоблюдение технологии или должностных обязанностей в полном объёме. Сейчас машинисты маневрового движения на станции Дёма работают в одно лицо – без помощника. Риск возникновения чрезвычайного происшествия достаточно высок. Наша задача – минимизировать этот риск, исключив влияние человеческого фактора при проезде запрещающего сигнала, при возникновении внезапного препятствия на пути, будь то человек или предмет.

На первоначальном этапе ключевая задача системы – повысить бдительность машиниста, обратить его внимание на какое-либо несоответствие: либо запрещающий сигнал, либо человек на пути. На втором этапе, и мы прорабатываем это в техническом задании разработчикам, – система должна автоматически останавливать состав без участия машиниста в критической ситуации. Такая возможность уже была продемонстрирована участникам Ассамблеи начальников дорог в июле этого года на МЖД. Внутри колеи был установлен макет человека, и локомотив самостоятельно остановился перед препятствием. В отдалённой перспективе существует возможность перехода к беспилотному вождению локомотивов.

Инновационные технологии по распознаванию объектов на транспорте активно развиваются в стране и мире. И наша задача применять данные технологии в своей работе – от апробации до массового внедрения и эксплуатации.


Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Выбор редакции

Летний призыв