13 декабря 2019 00:59

фото: Евгений Надалинский

Маршрут цифровизации

Управление локомотивным комплексом всё больше базируется на электронных системах

В Дирекции тяги ведётся большая работа по цифровизации и автоматизации процессов. О ходе реализации ключевых проектов наш разговор.
Евгений Поцелуев, начальник отдела информатизации Дирекции тяги
– Одним из проектов цифровизации является «Электронный маршрут машиниста». Как продвигается его реализация?
– Электронный маршрут машиниста (ЭММ) – это технология, при которой машинисты и помощники с помощью многофункциональных электронных карт регистрируют явку, получают допуск к поездке, знакомятся с документами и телеграммами по безопасности движения и подтверждают это своей электронной подписью на электронном терминале самообслуживания (ЭТСО). Во время рейса ЭММ продолжает автоматически пополняться сообщениями информационных систем о приёмке локомотива, проследовании станций, следовании пассажиром и так далее. После поездки остаётся просмотреть сформированный итоговый документ и скрепить его своей подписью.
Ключевое отличие от бумажного маршрута – формирование части разделов маршрута данными с устройств автоматического съёма данных (САИ «ПАЛЬМА», сигнализации, централизации и блокировки, бортовых устройств позиционирования ГЛОНАСС). Это позволяет получить максимально объективную информацию о выполненной работе и исключает попытки её исказить.
В этом году за счёт поставки 1,223 тыс. электронных терминалов удалось завершить создание инфраструктуры проекта на всей сети РЖД. Это позволит регистрировать операции по каждому пункту явки локомотивных бригад. Доля ЭММ в оформлении маршрутных листов в сентябре составила 72,6%.

– Что сделано в реализации проекта «Автоматизированная расшифровка параметров движения АСУТ НБД-2»?
– В 2012 году в Ярославле начал создаваться Центр расшифровки Северной дирекции тяги, основным инструментом работы которого стала АСУТ НБД-2. С 2017 года она заработала в полную силу, на 30% увеличив число выявляемых нарушений в работе локомотивных бригад. Достигнуто сокращение временных затрат на расшифровку поездок в грузовом и маневровом видах движения.
В этом году планируем значительно расширить как функциональность проекта, так и его географию. На сеть до конца года будет распространена технология считывания кассет устройств безопасности КЛУБ, БЛОК, КПД на электронных терминалах с привязкой к электронным маршрутам, а также автоматического формирования групп риска локомотивных бригад, списка кандидатов на выдачу паспорта доверия и формирования рейтинга машинистов-инструкторов.

– Для чего создаётся личный кабинет машиниста?
– Мобильное приложение для смартфонов под названием «Личный кабинет машиниста» даёт возможность работникам локомотивной бригады получать в удобном виде различную служебную информацию, необходимую для выполнения своих обязанностей.
В производственном блоке будут данные о дате и времени назначенной явки, ведении электронного формуляра машиниста, материалы предрейсового и других видов инструктажей. Также будет предоставлена возможность ввода информации по замечаниям машиниста с передачей в АСУ НБД ЗМ (автоматизированная система учёта нарушений безопасности движения), ведения журнала технического состояния локомотива ТУ-152.
Информационный блок содержит данные о плановом графике работы, наступлении контрольных сроков для допуска к эксплуатационной работе, о выполненной работе, параметрах расхода топливно-энергетических ресурсов, расчёте участковой и технической скорости, зарегистрированных случаях срабатывания барьерных функций и наличии соответствующих приказов в ходе допуска к работе и поездке. Также он включает в себя нормативную и техническую документацию и многое другое.
В личном кабинете доступен оперативный обмен сообщениями между работниками бригад и персоналом локомотивного депо, предусмотрен ряд социальных сервисов. Это, в частности, форум для обсуждения вопросов, блоги для выдвижения собственных инициатив, объяснения производственных задач, файлы оценки полезности и комментарии к нормативно-технической документации.
Демоверсия личного кабинета впервые была представлена в июне текущего года на Ассамблее начальников железных дорог, в декабре мы планируем провести подконтрольную эксплуатацию в Московской дирекции тяги. Участие в этом мероприятии примут 20 машинистов.

– Что сделано в плане внедрения Единой корпоративной системы управления локомотивным комплексом ЕК АСУТ?
– Информационные системы развиваются, и сейчас мы сместили фокус с оцифровки процессов на их автоматизацию и упрощение работы пользователей. Для решения таких задач мы реализуем проект ЕК АСУТ, который должен сделать оперативной, удобной и всеохватной работу по управлению локомотивным комплексом. ЕК АСУТ по окончании разработки придёт на смену морально устаревшим информационно-аналитическим системам АСУТ-ЦТ и АСУТ-Т.
В прошлом году мы реализовали базовую функциональность ЕК АСУТ, которая позволяет получать справочную информацию и вести учёт состояния локомотивов, формировать данные о загрузке сервисных депо и вести соответствующий мониторинг, анализировать работу локомотивов из группы риска, строить рейтинг приёмщиков.
В этом году мы реализуем в ЕК АСУТ доработки в области отражения ключевых показателей работы дирекций и депо в режиме онлайн, реализуем функционал расчёта экономической эффективности работы предприятий, добавляем в систему блок информации, связанный с работой бригад. Речь идёт об автоматизированном подборе и планировании в поездку бригад без участия нарядчиков.

– А какие задачи решает «Доверенная среда»?
– Основная задача «Доверенной среды» – построение модели управления жизненным циклом локомотива на базе «Доверенной среды локомотивного комплекса».
Переход на взаимодействие с сервисными компаниями по смарт-контрактам с применением технологии Blockchain позволит значительно повысить прозрачность и точность расчётов за оказанные услуги, а также исключить случаи взаимных претензий.
Ещё одно направление – построение модели предиктивной диагностики оборудования на основе анализа данных, поступающих как с борта локомотива, так и из внешних автоматизированных систем, для оптимизации процесса ремонта и снижения непроизводительных простоев.
В рамках «Доверенной среды» локомотивного комплекса разрабатывается функциональность предиктивной аналитической системы на основе искусственного интеллекта для создания прогнозных моделей выявления предотказного состояния оборудования локомотивов с использованием алгоритмов машинного обучения.
В качестве базового набора данных используются данные «Цифрового двойника локомотива», в настоящее время это диагностические сообщения с борта локомотивов и факты непланового ремонта с их причинами по локомотивам 2ЭС6. Общая модель прогнозирования отказа оборудования состоит из двух нейронных сетей. Первая нейронная сеть рассчитывает вероятность выхода локомотива на неплановый ремонт в зависимости от поступающих диагностических сообщений за последние 30 дней от различного оборудования на локомотиве. Вторая нейронная сеть, опираясь на результат первой, формирует прогноз по типу оборудования, которое имеет наибольшую вероятность отказа в ближайшее время.
Уже получены первые результаты, в частности построена модель для прогнозирования выхода из строя тяговых электродвигателей и электрической аппаратуры.

Беседовал Александр Зубов



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Выбор редакции

Летний призыв