22 января 2020 23:19

Сотрудники помогают искренне и без указаний сверху

Иван Климов, доцент факультета социальных наук НИУ ВШЭ, директор Talent Equity Institute компании Ward Howell

Большинство работников, участвующих в корпоративном волонтёрстве, испытывают от этого радость и чувство выполненного долга.

Корпоративное волонтёрство сегодня становится важным элементом бизнес-стратегии, кадровой и социальной политики компаний. У многих существует документально оформленная программа корпоративного волонтёрства, которую дополняют добровольческие инициативы сотрудников. Чтобы понять мотивы, которыми руководствуются при этом организации и сотрудники, три года назад ВШЭ провела комплексное исследование «Корпоративное волонтёрство в России: оценка состояния и рекомендации по развитию». Определённые выводы были сделаны на основании интервью с руководителями и координаторами программ корпоративного волонтёрства из 20 российских компаний, опроса порядка 1,5 тыс. волонтёров и результатов онлайн-фокус-групп с волонтёрами.

Если говорить о сотрудниках, то у большинства опрошенных нами добровольцев и до участия в корпоративных благотворительных проектах был опыт волонтёрства. Вообще люди, которые занимаются корпоративным волонтёрством, обладают определёнными характеристиками. Самое главное – они принимают ответственность за собственные успехи и неудачи лично на себя, считают, что благополучие их семей зависит от них самих, а не от того, насколько справедливо устроено общество. Возможность самореализации является критерием жизненного успеха почти для половины (44%) корпоративных волонтёров. Добровольцам также свойственна гражданская активность: 29% из них имели опыт публичных выступлений, а 14% работали в некоммерческих организациях. Стоит отметить, что к участию в волонтёрстве более склонны высокоресурсные группы населения, по крайней мере именно к ним относятся большинство опрошенных нами волонтёров: 70% из них имеют высшее образование, 57% работают в должности не ниже специалиста.

Большинство добровольцев помогают людям не по указке начальства, а из личных побуждений. Что же мотивирует людей к участию в корпоративных волонтёрских акциях? Больше половины из опрошенных (56%) получают радость от того, что смогли помочь другим, яркие впечатления и новый опыт с возможностью переключиться с выполнения рутинных задач. 41% респондентов чувствуют, что исполняют таким образом моральный долг. Но есть и другие мотивы, о которых упомянули волонтёры: возможность получить новые знания и умения (14%) и с пользой провести свободное время вместе с коллегами или семьёй (14%).

В конце мотивационного списка стоит возможность улучшить отношения с коллегами. Этот мотив среди прочих назвали 12% опрошенных волонтёров. Думаю, людям всё же важно, чтобы их деятельность замечали и говорили спасибо, даже если на деле это будет просто хлопок по плечу в курилке и короткое «Круто!». И лишь 5% респондентов мотивирует поощрение со стороны компании за участие в социальных проектах.

Безусловно, корпоративный волонтёр не сильно отличается от обычного добровольца: он выполняет ту же работу, также искренне участвует в решении социальных проблем. Однако у него есть ряд преимуществ: корпоративный волонтёр может использовать ресурсы компании, он работает в команде коллег, изначально как профессионал вызывает больше доверия и может использовать свой волонтёрский опыт как для саморазвития, так и на благо компании.

Для компании в развитии корпоративного волонтёрства есть много плюсов. Во-первых, это личностный рост сотрудников, развитие их soft skills: ответственности, коммуникабельности, стрессоустойчивости, критического мышления, креативности, умения быстро принимать решения, обучаемости и умения обучать других, управления временем и финансами. Также участие в благотворительных проектах способствует командообразованию, укреплению корпоративной культуры, профилактики профессионального выгорания и удержания ценных профессиональных кадров. О компании формируется позитивное общественное мнение. Как показывают исследования, организации, всерьёз занимающиеся общественно полезной деятельностью, как правило, являются лидерами в своей отрасли и добиваются большего успеха, в отличие от компаний, ориентированных исключительно на прибыль.

Руководителям волонтёрских корпоративных программ стоит учитывать, что есть несколько типов волонтёров: активисты, готовые взяться за организацию акций, и те, кто готов быть просто её участником; те, кто готов участвовать разово или на постоянной основе, а также присматривающиеся к волонтёрской деятельности. Для каждого из них нужен свой подход. К примеру, наше исследование показало, что наличие семьи может быть как одним из барьеров к участию в корпоративном волонтёрстве, так и позитивным стимулирующим фактором. Здесь важно находить и предлагать такие акции и проекты, в которых сотрудники могли бы принимать участие вместе со своей семьёй.


Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Выбор редакции

Летний призыв