01 июня 2020 15:45

Внимание к деталям

На рынке обслуживания подвижного состава в последние годы происходит много изменений. О том, как владельцу вагона качественно и своевременно обеспечить свой подвижной состав всеми необходимыми комплектующими и остаться в рабочем строю, мы побеседовали с генеральным директором ООО «ТрансРесурс» Анатолием Казаковым.
– Анатолий Владимирович, насколько нам известно, на сегодняшний день «ТрансРесурс» поддерживает оборот более 40% всех деталей вагоноремонтной отрасли в стране. Каким образом компании удалось завоевать этот рынок и стать, по сути, крупнейшим поставщиком комплектующих для вагоноремонтного комплекса?
– Всё началось в 2015 году, когда после введения запрета на продление срока службы вагонов мы выкупали списанный подвижной состав и после разделки оставалось большое количество годных б/у деталей. Вспоминаю те времена: на конец 2015-го на остатках «ТрансРесурса» было образовано порядка 100 тыс. номерных деталей, в том числе 35 тыс. колёсных пар, 47 тыс. боковых рам, 14 тыс. надрессорных балок, более 60 тыс. прочих деталей – автосцепок, поглощающих аппаратов и т. п.
С тех пор мы поняли, что основой эффективного функционирования вагоноремонтной отрасли является наличие запасных частей – в нужном месте в нужное время. На сегодняшний день «ТрансРесурс» поддерживает в обороте б/у и новых деталей на сумму свыше 7 млрд руб.
Почему это важно? Дело в том, что, когда весь парк вагонов принадлежал МПС, а позже РЖД, оборотный запас деталей был единый – принадлежал одному собственнику. После приватизации 3/4 вагонного парка в РФ и появления более 500 собственников у каждого из них возникла проблема с поддержанием необходимого и достаточного количества оборотных деталей. С учётом обширной географии перевозок и, как следствие, отцепок иметь необходимый оборотный запас в каждом депо полигона эксплуатации практически невозможно или крайне затратно, особенно для небольших собственников.
Это имело отрицательный эффект и для отрасли в целом: либо приводило к задвоению объёмов запасов деталей разных собственников в одних и тех же депо, либо вынуждало собственников простаивать сверхнормативные дни в нерабочем парке в ожидании ремонта своих деталей. Увеличение простоев в плановых и отцепочных ремонтах приводило к снижению оборачиваемости вагона.

– И что вы предложили?
– Во-первых, мы предложили рынку модель обмена деталями через инструмент купли-продажи: собственник при ремонте вагона в депо приобретает имеющиеся у нас в обороте новые или отремонтированные детали, а выкаченные из-под вагона, требующие ремонта или невостребованные, продаёт нам. Во-вторых, ежегодно мы покупаем для целей разделки около 5 тыс. списанных вагонов, образованные при этом детали поступают в общий оборот.
Что получает собственник? Первое – он не замораживает собственные средства. Второе – может продать деталь в одном депо, а купить в другом. И наконец, он может делать это фактически одновременно, не дожидаясь ремонта своей детали. Чем больше собственников будут включаться в работу по этой модели, тем больше будет эффективность функционирования системы в целом.

– Проблемы вагоноремонтной отрасли связаны не только с поддержанием оборота б/у деталей, но и с поставкой новых. В последние 2 года отрасль переживает проблему жесточайшего дефицита цельнокатаного колеса, поговаривают об аналогичной ситуации с осью в ближайшие 2–3 года. Как «ТрансРесурс» участвует в решении этих проблем?
– Действительно, проблему с диском можно было спрогнозировать ещё несколько лет назад и подготовиться к ней, но мы, к сожалению, тогда ещё не имели такого опыта и знания отрасли, чтобы предугадать сегодняшние события, да и что греха таить, как это видно сегодня, к ней не был готов никто.
Тем не менее, включившись в работу по поставкам цельнокатаного колеса, за 2019 год мы поставили в адрес вагоноремонтных предприятий более 100 тыс. колёсных дисков и имеем контракты на поставку ещё более 300 тыс. единиц до конца 2020 года.
Что касается выбытия оси РУ-1, то здесь мы сработали на опережение: на протяжении последних 9 месяцев ежемесячно поставляли на сеть более 2 тыс. чистовых осей, их запасы на начало сентября составили 14 тыс. единиц. Ряд собственников уже начали массово потреблять колёсную пару, сформированную на новой оси (НОНК), и сегодня можно с уверенностью сказать, что мы готовы к удовлетворению спроса на новую ось в конце этого и в течение всего следующего года в полном объёме, не допустив повторения ситуации с колесом.

– И всё же, как вы прогнозируете ситуацию с колесом?
– Мы считаем, что дефицит колеса в 2020 году сохранится – и это будет связано прежде всего с отложенным спросом, не удовлетворённым по итогам 2019-го. Однако ажиотаж должен упасть уже к середине года в связи с насыщением рынка и возможным отставлением парка некоторых собственников от перевозочного процесса.
Что касается цены колёсной пары, то она зависит прежде всего от стоимости диска. Сейчас сказать сложно, но при рыночной цене, скажем, 65 тыс. руб. за 1 диск стоимость СОНКи составит 190–200 тыс. руб. без НДС.

– А что будет с литьём?
– Мы не ожидаем изменения ситуации по литью и прочим деталям: она останется такой же, как в 2019 году, причём как по б/у, так и по новому литью. И наших контрактов будет точно достаточно для удовлетворения потребности собственников в полном объёме.

– Тогда вопрос о нашумевшей теме последнего времени – решении о переводе всего парка грузовых вагонов на кассетные подшипники. Как вы относитесь к этой инициативе?
– Это диалог регуляторов отрасли, с одной стороны, и собственников вагонов – с другой. Мы внимательно наблюдаем за развитием ситуации и видим своей задачей заранее подготовиться к возможному всплеску спроса.

– Известно, что «ТрансРесурс» был одним из основных претендентов на покупку акций АО «ВРК-3». Ходят слухи, что вы изначально не собирались приобретать этот актив. Так ли это?
– Не совсем так. Мы действительно достаточно глубоко изучили варианты развития бизнеса в вагоноремонтной отрасли. С привлечением консультантов построили прогнозы рынка на 10 лет вперёд, изучили баланс спроса и предложения, влияние макроэкономических и отраслевых факторов, планы игроков по развитию вагоноремонтных мощностей, проанализировали финансовое состояние актива и пришли к выводу, что вложение более 7 млрд руб. в покупку акций несёт определённые риски. Именно об этом мы всегда и говорили. Но это не означает, что мы изначально отказывались от покупки.

– В итоге акции компании были проданы существенно дороже – за 8,65 млрд руб. Как думаете, что будет дальше с ВРК-3?
– Да, РЖД сделали очень своевременный шаг: реализовали акции по высокой стоимости на самом пике спроса на ремонт вагонов. Дальше всё будет зависеть от способности нового собственника выжить в рыночной среде, наравне конкурируя как с ВРК-1 и ВРК-2, так и с частными предприятиями. В условиях падения объёмов ремонта и неготовности собственников платить за ремонт любые средства, лишь бы вагон ехал, как это наблюдалось в 2019 году, нам представляется это чрезвычайно сложной задачей.

– Значит ли это, что «ТрансРесурс» полностью отказался от развития вагоноремонтного бизнеса?
– Нет, конечно. Мы считаем, что тенденцией всей вагоноремонтной отрасли в ближайшие 5 лет станет переход на сервисное обслуживание вагонного парка, когда юридическое лицо будет брать ответственность перед собственником за содержание парка в рабочем состоянии, – некий коэффициент технической готовности, который на 80% будет зависеть от своевременной поставки запасных частей к месту ремонта. Поэтому в ближайшие годы мы сконцентрируемся на дальнейшем развитии своей ключевой компетенции: создании 3PL/4PL-оператора и предоставлении комплексной услуги по поставке деталей в адрес вагоноремонтных предприятий, собственников вагонов на условиях обслуживания just-in-time.

– И на чём основывается эта стратегия, если не секрет?
– Для этого мы строим работу в трёх направлениях. Во-первых, работаем над формированием целевой модели складской сети для эффективного управления оборотным запасом деталей. Во-вторых, совершенствуем учёт деталей, внедряем автоматизацию процесса купли-продажи в режиме реального времени. В-третьих, завершаем разработку закупочной стратегии по колёсной паре (диск, ось и подшипник) – плана конкретных мероприятий, нацеленных на сглаживание колебаний спроса по этим товарным группам в течение ближайших 10 лет.

Беседовала Азалия Идрисова



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31