08 апреля 2020 09:19

На надёжной волне

Московская дирекция связи обеспечивает выполнение всех производственных и финансовых показателей

Более 20 млн руб. ежемесячных доходов от подсобно-вспомогательной деятельности получает в 2019 году Московская дирекция связи. На эти средства предприятие может выплачивать зарплату более чем 200 своим сотрудникам, сообщил обозревателю «Московского железнодорожника» начальник Московской дирекции связи Анатолий Куц.
Награды Московской дирекции связи за победы в производственных и спортивных соревнованиях
По комплексному показателю эксплуатационной, финансово-экономической деятельности, минимальному числу отказов устройств связи, обеспечению безопасности движения, уровню охраны труда и предотвращению травматизма Московская дирекция связи в 2019 году стала одной из лучших в ОАО «РЖД», заняла 3-е место в сетевом соревновании за II квартал.

Как отметил в беседе с «МоЖ» заместитель начальника дирекции – начальник отдела экономики и финансов Сергей Долгов, средняя заработная плата в коллективе дирекции за 9 месяцев 2019 года выросла на 3,7% и превысила 56,4 тыс. руб. в месяц. А в 4 региональных центрах связи (РЦС) Мосузла, где самые большие объёмы и интенсивность работы, средняя зарплата достигает 66 тыс. руб. По инвестиционным программам строительства инфраструктуры МЦД дополнительно работу в дирекции получили 39 железнодорожников. Плановое задание по доходам от подсобно-вспомогательной деятельности (ПВД) за этот период выполнено на 101,2%, а по выручке на 103,6%. Просроченная дебиторская задолженность сторонних предприятий перед дирекцией в результате своевременной претензионной работы с контрагентами снижена к началу года в 8,5 раз с 453 до 53 тыс. руб. Текучесть кадров здесь минимальная, связисты дорожат своим рабочим местом.

Роль систем связи на Московской железной дороге с её чрезвычайно интенсивным пригородным, дальним пассажирским и грузовым движением невозможно переоценить. Любой сбой в системе связи чреват задержкой поезда. Поэтому нельзя допустить, чтобы машинист, поездной диспетчер или дежурный по станции хотя бы на минуту остались без связи. На случай любой непредвиденной ситуации под рукой должен быть дублирующий, резервный канал связи – это и гарантирует её надёжность и бесперебойность.

С 2016 года на Московском центральном кольце успешно внедрена и уже 3 года эксплуатируется полностью цифровая поездная радиосвязь стандарта GSM-R. На МЦК функционируют 22 базовые станции, коммутатор, обеспечивающие качественную и непрерывную персонализированную радиосвязь, отсутствие помех в эфире. Преимущество цифровой радиосвязи, как поясняет Анатолий Куц, и в том, что это разговор в эфире «один на один». Групповой канал в «цифре» тоже есть, но используется он нечасто и в основном в экстренных ситуациях.

С запуском в ноябре Московских центральных диаметров на первом этапе будет использоваться аналоговая связь КВ и УКВ диапазонов, а цифровая радиосвязь стандарта GSM-R и DMR будет введена на втором этапе, примерно в 2021–2022 годах. Актуальной становится задача перехода на инновационную радиосвязь стандарта LTE, которая позволяет передавать большой объём информации и является логическим продолжением уже действующих систем, указывает перспективу начальник дирекции Анатолий Куц.

На смену действующим медным кабелям связи приходят оптоволоконные. Объём и скорость передачи данных по ним выше в разы и стремится «к бесконечности», а в системе связи это решает всё.
– Проблема в том, что действующие устройства связи, а также устройства СЦБ, использующие медножильный кабель связи, не в полном объёме готовы к переходу на цифровую технологию, поэтому полностью отказаться от медножильных кабелей связи, зачастую введённых в эксплуатацию более 40 лет назад, и использовать только оптоволоконный кабель связи сейчас нельзя, – поясняет суть проблемы Анатолий Куц.
– В этом есть некий замкнутый круг, из которого надо выбраться, – добавляет первый заместитель начальника дирекции Александр Таловир.

Качественную эксплуатацию линий связи и многочисленных устройств связи и радиосвязи полигона столичной магистрали обеспечивают региональные центры связи, а их в составе Московской дирекции связи 8. Общая численность персонала дирекции превышает 2 тыс. специалистов.

Благодаря проведённой дирекцией за последние 10 лет работе сегодня на Московской железной дороге нет «мёртвых зон» – участков с отсутствующей или неустойчивой радиосвязью. Значительно повышен коэффициент надёжности кабельных сетей связи, полностью выведены из эксплуатации аналоговые телефонные станции. Телеграфная сеть связи полностью переведена в IP-сегмент.

Управляемость и надёжность систем связи достигнуты ресурсами уникальной централизованной системы мониторинга и администрирования ЕСМА. Она позволяет с помощью сети мониторинга технологической сети связи дистанционно, в режиме on-line, отслеживать состояние устройств и кабельных линий связи, магистральной и оперативно-технологической сетей связи и управлять ими.

Сегодня при поступлении сигнала о нештатной ситуации уже не обязательно посылать на место профильного специалиста, информацию можно получить непосредственно из кабинета. По своим масштабам ЕСМА не имеет аналогов в производственных структурах России: более 65 тыс. единиц оборудования, в базе данных системы содержится информация о 1,5 млн устройств, соответственно, сеть связи Московской магистрали является взаимоувязанной с сетями других дорог, и все вместе они представляют собой единый сложный объект.

Протяжённость сети волоконно-оптического кабеля на столичной магистрали – более 7 тыс. км, что даёт возможность дирекции также оказывать платные услуги другим операторам связи и абонентам, увеличивая доходы компании от подсобно-вспомогательной деятельности. Первичная оптоволоконная сеть является основой, своеобразным каркасом, на который накладываются оперативно-технологическая связь, телефонная связь, радиосвязь и каналы сети передачи данных.
– Посредством системы ЕСМА мы полностью видим оперативную ситуацию на любом участке полигона МЖД, – рассказывает мне заместитель начальника Московской дирекции связи – начальник отдела эксплуатации, почётный железнодорожник ОАО «РЖД» Юрий Качановский. – Если изоляция кабеля становится ниже предельно допустимого уровня, то мы сразу направляем аварийную бригаду. Это позволяет предотвратить выход кабеля из строя до того, как произойдёт отказ в предоставлении услуги связи. То есть мы реагируем не на отказ, а на предотказ! Количество самих отказов сведено к минимуму. Наша система мониторинга по уровню управляемости и конкурентоспособности опережает аналогичные системы, которые используют ведущие операторы связи в России.

Дирекция стремится оперативно реагировать на возникающие вызовы и изменения. Например, сейчас усиленными темпами ведётся застройка столицы на прилегающих к МЦК территориях, что существенно влияет на работу поездной радиосвязи в этом районе. За 3 с лишним года с момента пуска МЦК диаграмма покрытия сети цифровой радиосвязи из-за появления множества высотных зданий претерпела существенные коррективы. В настоящее время ведутся работы по адаптации зон покрытия радиосвязи к возникшим изменениям.

Во всеоружии связисты готовы встретить отключение или нестабильность энергоснабжения – всюду создан аккумуляторный резерв. Система мониторинга, позволяющая не только отслеживать изменения в сетях связи, но и управлять ими, позволяет не прерывать предоставление услуг связи при возможных повреждениях линий связи. На такой случай предусмотрен автоматический резерв, который переключает каналы связи на альтернативные направления. При возникновении нештатных ситуаций экстренно подключаются специалисты Центра управления сетями связи.

Базовая специальность в дирекции связи – электромеханик, их более половины от списочного состава МДС. Сегодня, когда знания приобретают особую значимость, многие из них имеют высшее образование. По нынешним требованиям, электромеханик должен отличаться оперативностью и быстротой реагирования, инициативностью и целеустремлённостью, способностью устранить неисправность в предельно сжатый срок.

Особое требование, которое предъявляет ко всем подчинённым независимо от должности начальник дирекции Анатолий Куц, – это честность. Неискренний работник, утаив какие-то важные подробности инцидента, может запросто спровоцировать аварийную ситуацию, а это недопустимо. Надо уметь взаимодействовать со смежниками – с энергетиками, специалистами СЦБ и путейцами. Обязательно разбираться в работе этих хозяйств, понимать, знать, что там хотят от электромеханика и что ему самому нужно от коллег. В общем, как говорят связисты, надо «быть на одной волне».

Действующая аналоговая поездная радиосвязь, при которой все участники перевозочного процесса ведут переговоры в общем радиоканале, ещё недавно считавшаяся простой и надёжной, в настоящее время постепенно уходит в прошлое. Помимо её морального устаревания и ограниченного функционала, надо учитывать, что в Мосузле очень высокая загруженность эфира, много поездов и направлений, географически расположенных на ограниченном пространстве, велика интенсивность движения. Поэтому аналоговый канал постоянно перегружен и не справляется с интенсивностью переговоров. Сейчас силами специалистов Московской дирекции связи ведутся активные работы по переводу основного канала поездной радиосвязи пригородного движения в диапазон ультракоротких волн (УКВ), что существенно повысит её качественные характеристики.

Почему же цифровизация входит в радиосвязь железной дороги не так быстро, как хотелось бы?
– Прогрессивная система всюду хорошо внедряется «с нуля», – поясняет Юрий Качановский. – Но в нашем случае мы имеем уже действующую систему радиосвязи, работающую в интенсивном режиме, любые изменения, вносимые в её работу, могут привести к серьёзным последствиям. Мы не можем допустить такого развития событий, каждый шаг должен быть выверен и просчитан.

2 ноября на столичной дороге ожидается крупное событие – начинается движение по МЦД. Магистральная сеть связи Московских центральных диаметров готова к внедрению стандарта GSM-R, но ещё предстоит масштабная работа по строительству базовых станций вдоль железной дороги с установкой необходимых антенно-мачтовых сооружений. Переход на полностью цифровую радиосвязь на МЦД ожидается через 2–3 года.
– У нас дружный, сплочённый, замечательный коллектив, и мы готовы решать самые сложные задачи на новых инфраструктурных проектах, – заключил начальник дирекции Анатолий Куц.

Игорь Ленский



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31