23 января 2022 17:51

фото: Сергей Бобылёв / ТАСС

Дорогу женщинам

На прошлой неделе Сообщество европейских железнодорожных и инфраструктурных компаний (Community of European Railway and Infrastructure Companies, CER) и Европейская федерация транспортников (Europeran Transport Workers’ Federation, ETF) начали переговоры о заключении соглашения, направленного на увеличение доли женщин, работающих на железнодорожном транспорте.
Согласно последнему исследованию CER, проведённому в 2017 году, женщины составляют лишь 20% от всего числа работников железнодорожного транспорта стран Европы, в то время как их доля на рынке труда составляет 46%. Опрос, в котором участвовала 31 железнодорожная компания из 18 европейских стран, показал, что больше всего представительниц прекрасного пола работают на железнодорожном транспорте в Словакии – 28,1%, а замыкает список Австрия – там женщин-железнодорожниц только 12,3% от общего числа.

Если рассматривать показатели конкретных компаний, то больше всего женщин работают в SJ AB, шведском государственном пассажирском железнодорожном операторе. В этой компании женщины составляют 41,6%. А меньше всего дам (7,3%) в коллективе британской железнодорожной грузовой компании DB Cargo UK.

В CER и ETF убеждены, что необходимо сделать всё, чтобы железнодорожные компании стали привлекательными работодателями для женщин. Уже начались переговоры между представителями железнодорожных компаний и профсоюзами транспортников о заключении соглашения, направленного на разработку и реализацию мер по привлечению женщин на железнодорожные специальности.
«Гендерное равенство сейчас становится одной из ключевых тем в сфере трудовых отношений. Трудовое законодательство, в том числе в сфере железнодорожного транспорта, долгое время формировалось мужчинами под труд мужчин. И когда в начале ХХ века женщины массово вышли на рынок труда, им пришлось адаптироваться к уже существующим подходам. Поэтому сейчас в европейских странах разрабатывается комплекс мер по снятию ограничений на работу женщин на железных дорогах», – говорит генеральный секретарь Международной конфедерации профсоюзов железнодорожников Геннадий Косолапов. По его словам, соглашение CER и ETF будет предполагать работу по двум направлениям: во-первых, по снятию ограничений на труд женщин по определённым специальностям, так как сейчас многие процессы механизированы и за счёт технических новшеств уменьшено негативное влияние на здоровье работниц. И, во-вторых, по разработке комплекса мер социальной поддержки, которые должны помочь женщинам адаптироваться на железной дороге, улучшить их условия труда.

В ОАО «РЖД» более трети коллектива (30,2%) – женщины. Комплексный план по совершенствованию условий труда, отдыха и социальной поддержки женщин до 2020 года был утверждён ещё полтора года назад, в мае 2018 года.
«Нашей целью является не увеличение числа работающих женщин, а улучшение условий их труда и возможность совмещения работы, карьеры с семейными обязанностями и ценностями семьи, – рассказала «Гудку» сопредседатель Координационного совета по совершенствованию условий труда, отдыха и социальной поддержки женщин в ОАО «РЖД», советник генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Ирина Костенец. – За последние два года число женщин в нашей компании практически не менялось, но возможно, что в ближайшее время их станет больше, ведь с 1 января 2021 года им разрешено работать в том числе машинистами и помощниками машинистов на электропоездах. В компании уже утверждён план-график по подготовке женщин по этим профессиям. Речь не о том, что женщины массово пойдут на эту сложную и крайне ответственную работу, но у них появится возможность выбора. А это главное».

Председатель Роспрофжела Николай Никифоров разделяет эту позицию. По его словам, профессия – это свободный выбор человека, и для работодателя прежде всего должна быть важна квалификация, образование потенциального сотрудника. «Я не считаю проблемой, что на железнодорожном транспорте доля женщин не очень велика, – говорит Николай Никифоров. – Этому есть объективные причины, к примеру, у нас в России в системе железнодорожного транспорта были определённые ограничения на применение труда женщин – это порядка 40 профессий, представляющих угрозу для женского здоровья. Но в этом году многие ограничения были сняты, и, конечно, это позволит увеличить процент женщин, работающих на железнодорожном транспорте. Но для них необходимо создавать комфортные условия труда, и мы будем пристально за этим следить».

Виктория Гаджиева

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31