27 сентября 2020 23:16

Нужно желание операторов

Александр Синёв, президент Института развития транспортных систем

Для сокращения порожнего пробега тарифы не должны рассматриваться как мера первого порядка. Тарифная система может быть частью целевых организационно-технологической и правовой моделей работы с порожним парком.
Сократить порожний пробег можно не везде. Ещё во времена МПС 100-процентный порожний пробег имели определённые виды специализированных вагонов, в особенности если они принадлежали предприятиям и организациям. То есть во многих сегментах в принципе нет возможности оптимизировать порожний пробег.

Речь о сокращении пробега порожних вагонов может идти в основном в отношении универсального парка. Причём эта задача может быть решена полностью и эффективно только в условиях централизованного управления обезличенным подвижным составом. Это академическое условие решения основной транспортной задачи: чем больше в распоряжении транспортного оператора находится точек зарождения и погашения грузопотоков и ресурсов для транспортировки, тем меньшими затратами можно осуществить перевозки, в том числе максимально сократить порожний пробег.

Это не означает, что необходимо возрождение МПС. Достаточно создать инструмент централизованного управления парком по договору с владельцем вагонов. Однако большинство участников операторского рынка, мягко говоря, не являются поклонниками этой идеи. Поэтому вопрос в приоритетах государственной политики: что важнее – создание локальных оптимумов в операторском бизнесе или максимальная оптимизация транспортных издержек в экономике в целом. Для кого-то ответ на этот вопрос очевиден, для кого-то нет, но прежде чем что-то делать с правовой и тарифной системами, надо ответить именно на этот вопрос.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31