22 октября 2019 06:25

Шлифуем мастерство

В Подбельском подразделении Московского учебного центра профессиональных квалификаций (МУЦПК) в понедельник приступила к обучению группа монтёров пути. 19 представителей рабочей профессии из разных регионов МЖД пополняют знания и оттачивают навыки в шлифовке остряков стрелочных переводов.
Учебный план Подбельского подразделения МУЦПК, как рассказал его руководитель Владимир Шишкин, составляется каждый учебный год на основе заявок функциональных подразделений дороги, а дисциплины, которые преподаются в учебном центре, привязаны к производственному процессу. Так произошло и на этот раз.

Ещё в прошлом году на станции Черусти произошёл сход подвижного состава. Когда прибывший на 7-й путь поезд № 2021 был остановлен, локомотивная бригада выявила, что причиной схода пяти гружённых углём полувагонов стал сверхнормативный боковой износ остряка стрелочного перевода и нарушение технологии шлифовки остряка.

Этот случай заставил специалистов службы пути Московской дирекции инфраструктуры более внимательно присмотреться к тому, насколько персонал дистанций пути владеет приёмами шлифовки и принять решение об обучении монтёров пути этой технологии в центре на Подбельского.

Конечная цель занятий – повышение качества обслуживания стрелочных переводов и продление срока их службы. В рамках обучения необходимо не только познать теоретические основы, но и отработать практические навыки персонала при проведении этого вида работ с применением высокопроизводительных станков, имеющихся на предприятиях хозяйства.

Шлифовка – работа тонкая. Иногда приходится делать по четыре-пять подходов, пока добьёшься того, чтобы обеспечивалось укрытие острия остряка и имелось его нормативное понижение от рамного рельса в контрольных сечениях. Чтобы создать плавный переход головки остряка к поверхности головки рельса, необходимо выполнить шлифовку под строго указанным углом в 60–70 градусов. Но, поскольку стрелочные переводы, на которых специалисты проходят обучение по месту своей работы, лежат в пути, «попробовать, так ли я понял», нельзя. Переусердствовал, обточил лишнее, и сделанного не вернуть.

Обучению правильной шлифовке остряков стрелочных переводов в Подбельском подразделении МУЦПК отводится 32 часа. Из них 20 часов – теория, 8 – практика. Оставшиеся 4 часа отданы на проведение экзамена.

Преподаватель Подбельского подразделения МУЦПК Павел Омельченко начал занятие с рассмотрения, казалось бы, очевидных вещей. Он напомнил слушателям, как выглядит конструкция стрелочного перевода, обсудил с присутствующими особенности различных серий рельсошлифовальных станков. Далее – от простого к сложному. Сначала отдельно оговариваются возможные неисправности стрелочных переводов, вызванные износом металлических частей этого оборудования. Тут же перечисляются существующие инструменты для контроля параметров износа. Впоследствии участникам обучения будет подробно рассказано об организации работ при шлифовке остряков. Узнают они и о существующей сегодня технологии выполнения работ по шлифовке усовиков и сердечников, об особенностях конструкции соединения путей и крестовинной части.

Сомневаться в знании Павлом Омельченко востребованного на занятиях материала не приходится. За его плечами более 20 лет работы в путевом хозяйстве Московской железной дороги. Нынешний преподаватель в своё время работал дорожным мастером, возглавлял цех дефектоскопии в Орловской дистанции пути.
– Все слушатели из группы монтёров пути имеют солидный практический опыт, – рассказывает Павел Омельченко. – У каждого свои представления о том, как нужно производить операции по шлифовке. На занятиях мы показываем, как это делать в соответствии с инструкцией. Хотя, конечно, практически в любой технологии есть простор для рационализаторских предложений. Если специалист выполняет данный производственный процесс строго по правилам, но при этом видит, что можно что-то улучшить, почему бы и не обсудить возникшее предложение?

В ходе практической части обучения по заданной программе слушатели отправятся на Московско-Курскую дистанцию пути (ПЧ-1) Московской дирекции инфраструктуры. Здесь, как поясняет Владимир Шишкин, имеется хорошая материальная база. Рельсошлифовальные станки, стрелочные переводы, другое оборудование потребуются слушателям курса для отработки навыков в реальных условиях.

Руководство подразделения учебного центра пересмотрело некоторые пункты программы подготовки специалистов данного профиля. Как замечает Владимир Шишкин, в 2018 году в подразделении свидетельства о повышении квалификации получили монтёры пути четырёх групп, в 2019 году – ещё двух. Но поскольку случаи сходов подвижного состава, произошедшие на сети по причине нарушений требований обработки металлических частей стрелочного перевода, продолжались, был ужесточён спрос к квалификации участников обучения. До последнего времени к прохождению курсов допускались монтёры 3 разряда без учёта имеющегося опыта работы. Теперь это право получают только специалисты 4 разряда со стажем работы в данной должности не менее полугода.

Процесс обучения организаторы стремятся увязать и с тем, что на столичной магистрали, как и на других дорогах России, ощущается нехватка монтёров пути.
– На моём линейном участке недостаточно людей для выполнения плановых работ по текущему содержанию пути. Поэтому отрядить даже одного монтёра пути на обучение шлифовке сопряжено с определёнными сложностями, – рассказывает монтёр пути Голутвинской дистанции пути Дмитрий Кирюшенков, 22 года отработавший на этом предприятии. – Руководство делает ставку на то, что я после завершения обучения в Москве буду передавать полученные мною здесь умения и навыки коллегам.

Слова Дмитрия о том, что только при решении кадровой проблемы возникнет возможность включения шлифовки остряков стрелочных переводов в перечень плановых работ предприятия, подтверждают остальные слушатели. Путейцы отлично понимают, что выполнять данный производственный процесс, а значит, и повышать квалификацию надо периодически, а не тогда, когда ревизоры закроют стрелку.

Полученный сертификат соответствия налагает дополнительную ответственность на монтёров пути. Речь идёт не только о том, что при возвращении на свои предприятия им предстоит поделиться увиденным и услышанным с коллегами.
– На занятиях, – замечает Павел Омельченко, – я обязательно подчёркиваю, что после подробных разъяснений, касающихся того, как надо выполнять эту производственную операцию, у монтёров пути категорически исключается право на ошибку.

Владимир Горелкин
Фото автора



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

Выбор редакции

Летний призыв