07 декабря 2019 07:32

Всё началось с дедушки

В моей семье на железной дороге трудятся двоюродный брат и папа. Но началось всё с дедушки – Алексея Станиславовича Игнатика.
Дедушка родился в 1934 году на разъезде Тарский, около железнодорожной станции Карымская Забайкальского края. О детстве дедушка не рассказывает, но всегда напоминает нам, внукам: «Мы маленькие зимой в школу по очереди ходили, потому что были одни валенки на всех».

Несмотря на трудности того времени, он окончил семь классов и в 1950 году поступил в Читинскую школу военных техников (ШВТ) на специальность «Паровозное хозяйство». Дедушка вспоминает, что конкурс был очень большой: на одно место претендовали 12 человек. На вопрос, почему поступал в ШВТ, отвечает: «Уже тогда работать на железной дороге было престижно – открывалось много перспектив. Да и обеспечивали в школе всем необходимым – и одеждой, и питанием».

Учёба ему очень нравилась. Помимо железнодорожных дисциплин им преподавали военные, с обязательным прохождением сборов. По окончании он получил специальность техника, ему присвоили звание техник-лейтенант тяги.

В 1954 году дед начал трудовую деятельность в паровозном депо на станции Карымская. Но менее чем через год его забрали в армию. С 1954-го по 1957-й он служил в Железнодорожных войсках. Сначала служба проходила в Монголии, а затем его перевели на Западную Украину. В этих местах их взвод строил железную дорогу.
«Конечно, дорогу строить было сложно, но мы все понимали, что занимаемся хорошим делом. Коллектив у нас был дружный, хватало сил и на творчество – пели песни, сочиняли стихи и рассказы. В основном все были трудягами и привыкли к тяжёлой работе. Ведь что говорить – служба есть служба», – вспоминает дед. После возвращения из армии дедушку отправили работать на станцию Отпор, которая сейчас называется Забайкальск. Те годы он вспоминает с большой теплотой – там прошла его школа жизни. В течение 15 лет дед работал помощником, а затем машинистом паровоза и тепловоза. «Я водил грузовые поезда от Забайкальска до Маньчжурии», – с гордостью вспоминает он.

Тут он встретил и свою любовь – мою дорогую бабушку, Лидию Ивановну. Это был 1958 год. По воспоминаниям бабушки, дедушка в течение года провожал её домой, а в 1959 году они стали мужем и женой. Их брак длится уже 60 лет. У них трое детей, пять внуков и три правнучки. Бабушку и дедушку отметили на государственном уровне, им вручили медаль «За любовь и верность».

А в 1970 году, не отрываясь от производства, дед окончил Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «Тепловозы и тепловозное хозяйство». И сразу после окончания обучения его перевели на станцию Могзон – на должность заместителя начальника паровозного депо, а спустя полгода – на станцию Петровский Завод, в оборотное депо и снова на должность заместителя. В 1973 году он получил назначение в город Хилок на должность начальника подменного пункта локомотивных бригад. Именно в это время начиналась электрификация Забайкальской железной дороги, и деду предстояло возглавить этот процесс на участке Петровский Завод – Хилок.

На мой вопрос, не боялся ли он соглашаться на такую должность, он ответил: «Моего согласия никто и не спрашивал. Да и я просто хотел работать и заниматься любимым делом».

С первых же дней мой дед втянулся в работу. Шла подготовка к электрификации. Ставились опоры контактной сети, осуществлялся переход на централизованное управление стрелками, перестраивали свою деятельность дежурные по станциям. Дед практически дневал и ночевал на работе, потому что приходилось не только руководить процессом перевода, но и обучать машинистов электровозной тяге. «Этот период жизни я считаю самым интересным и одновременно трудным. Кадры к электрификации готовили ещё в Чите в 1971 году, а дальше надо было готовить без отрыва от производства. То есть этим должны были заниматься мы. За это отвечали опытнейшие машинисты-инструкторы, руководившие первыми электровозными колоннами, – Владимир Максимович Савватеев и Геннадий Тимофеевич Онохов. За что я им очень благодарен», – рассказывает дед. 24 декабря 1974 года из Читы в Хилок прибыл первый поезд на электровозной тяге. Встречали всем железнодорожным предприятием, с оркестром и парадом. Через час после торжественного прибытия поезд отправился в сторону станции Петровский Завод. Эти события дедушка описал в книге «Нам 40 лет», которую выпустил в 2015 году.

На пенсию он вышел в 1989 году, но работать не перестал. Дед стал преподавателем в Хилокском профтехучилище и проработал до 2016 года. Студентам он очень нравился: помню, что его постоянно заваливали самыми разными подарками – от часов до пароварки. После того как дедушка оставил училище, он написал ещё три книги о локомотивном депо Хилка и о людях, которые там работали. В моей семье иногда шутят: железнодорожником я не стала, но пошла в писатели – а это тоже, можно сказать, передалось мне от дедушки.

Анастасия Галимова,
журналист
Иркутск

 


Оставить комментарий
Гость 11.10.2019 04:12:34
Достойный жизненный путь Вашего папы, дедушки и моего дяди.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

Выбор редакции

Летний призыв