07 июня 2020 10:24

Пятилетки Ивана Гришина

С момента предыдущей встречи с бывшим заместителем начальника МЖД Иваном Васильевичем Гришиным прошло пять лет. Тогда он только что вышел на заслуженный отдых. Прошедшие годы, по словам Гришина, были наполнены семейными заботами и общественной работой в совете ветеранов Московско-Рязанского региона МЖД.
Иван Гришин не сгибается под тяжестью лет, он по-прежнему энергичен
Накануне 75-летия, которое Иван Васильевич отмечает 9 октября, мы встретились снова. В его памяти по-прежнему свежи воспоминания о том, как на магистрали проходили летние путейские кампании, как зимой они воевали со снегом, а ранней весной – с половодьем. Об этом Гришин энергично рассказывал, перечисляя всё новые имена соратников, а также объекты, которые вводились в строй в его бытность заместителем начальника дороги – начальником службы пути Московской железной дороги. По словам моего визави, темпы ремонта пути могли быть ещё выше, если бы не извечная проблема – нехватка материалов верхнего строения пути, запчастей.

Не могла я не задать Ивану Васильевичу вопрос о том, какой была его очередная жизненная пятилетка.
– Я стал спокойнее, – ответил Иван Васильевич. – Отойдя от производства, понял, насколько же беспокойны трудовые будни железнодорожников. Сейчас даже удивляюсь, как нам хватало времени на всё. Самым же ярким событием нынешнего этапа моей жизни считаю то, что в 2015 году сын пошёл в школу. Сегодня Иван – пятиклассник. У него отлично работают мозги. Особенно он преуспел как пользователь различных гаджетов. Прибегаю к его услугам, когда нужно быстро передать информацию по интернетовским каналам. Иногда, глядя на сына, вспоминаю своё детство и мечтаю, чтобы не повторилось то, что пришлось пережить моему поколению.

В 90-х годах Ивану Васильевичу присвоен статус малолетнего узника фашизма. Его родных – маму, бабушку, дядю в числе многих, живших в оккупации на Орловщине, фашисты, отступая под ударами Советской армии на запад, использовали в качестве живого щита. Ваня родился в Эстонии и вскоре после появления на свет оказался в Германии, в лагере. Только после войны родные вместе с ребёнком вернулись на родину. Уже там в семье родилось ещё пятеро детей.
– Долгое время многого не хватало. И еды, и одежды. Донашивали друг за другом, перешивали, – вспоминает Иван Васильевич. – Но что касается занятий в школе, практических навыков – тут всё было в порядке. Я и сейчас часто повторяю, что вырос в деревне и владею многими ремёслами. Вот и дом, в котором живу, построил, считай, сам. И приусадебный участок обустроил. Даже прудом небольшим, правда, обзавёлся.

Как же деревенский парнишка стал железнодорожником? Напомню его рассказ пятилетней давности.
– Я поступил в железнодорожное техническое училище в Орле потому, что там была фантастическая, по моему разумению, стипендия, – вспоминал Иван Гришин. – Получив её, я шёл в булочную, которая находилась в двух шагах от училища, покупал кирпичик хлеба и, выйдя на улицу, тут же съедал его. Потом снова заходил в магазин, и всё повторялось. Мне было стыдно, но чувство голода долгое время было сильнее.

В 1962 году Иван Гришин окончил техническое училище и его направили работать в Узловскую дистанцию пути. Физически крепкий от природы, он к тому же обладал пытливым умом и организаторскими способностями.
– Ещё в школе и в училище, а потом и в армии я занимался общественной работой, – вспоминает он. – Полученные в юности навыки пригодились мне, когда, окончив ВЗИИТ, я стал подниматься по служебной лестнице.

Начиная с 1972 года Иван Гришин в течение пяти лет трудился в ПМС-102. Это время он считает особенно интересным.
– Возраст, а мне тогда не исполнилось и 30, был подходящий и для активной работы, и для экспериментов. Не было боязни сделать что-то не так, быть наказанным. В этом преимущество молодости. Конечно, я уже осознавал ответственность за результаты труда, за безопасность движения. Об этом без устали твердили и на производственных совещаниях, и на планёрках. Но хотелось полученные знания применить на практике, изменить что-то в лучшую сторону. По обеспечению техникой, по условиям труда путевые машинные станции той поры не идут ни в какое сравнение с нынешними. В ПМС-102 я взялся за решение задачи улучшения условий работы путейцев и добился своего.

Молодого и энергичного командира заметило сначала руководство Тульского отделения МЖД, а затем и столичной магистрали. Бывший в ту пору начальником Московской железной дороги Иван Паристый пригласил Гришина на собеседование.
– Он «прощупал» меня со всех сторон, – вспоминает Иван Васильевич тот разговор. – Интересовался, каким я вижу хозяйство пути через пять-десять лет, как планирую свой рабочий график, нахожу ли общий язык с подчинёнными. И работа началась.

Почётный железнодорожник и почётный ветеран Московской железной дороги Иван Гришин по-прежнему не теряет жизненного тонуса. Считает, что в этом ему помогает путейская закалка и подрастающий сын. И, конечно, он не рвёт связей с родной дорогой. Ведь у Гришина здесь осталось немало друзей и учеников.

Вера Чубарова
Фото автора



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31