22 ноября 2019 15:41

От пара до электричества

В минувшую пятницу коллектив моторвагонного депо Первая Речка (Владивосток) отметил 110-летний юбилей предприятия.
Железную дорогу в Приморском крае начали прокладывать в конце XIX века. Как известно, старт строительству восточного участка Транссиба дал во Владивостоке цесаревич Николай, будущий император России. Уссурийская магистраль быстро развивалась: первый поезд проследовал из столицы Приморья до станции Никольская (ныне Уссурийск) в 1893-м, а ещё через четыре года было открыто железнодорожное сообщение с Хабаровском.

Изначально депо-юбиляр располагалось недалеко от вокзала Владивосток, но рост перевозок потребовал развития. Ремонтную базу перенесли на соседнюю станцию Первая Речка, которую расширили. В 1909 году здесь начало работу паровозное депо. В шести стойлах проводился текущий ремонт паровозов, промывка котлов. От того времени сохранилось здание веерного цеха – памятник архитектуры местного значения. Депо не миновали общественно-политические потрясения наступившего XX столетия. Революционер Карл Жигур, работая здесь машинистом паровоза, организовал ячейку по борьбе за советскую власть. Он со сподвижниками организовывали забастовки, устраивали диверсии, когда в Гражданскую японцы взяли под контроль Транссиб. Тому периоду посвящён художественный фильм «Владивосток, год 1918», вышедший в 1982 году, – один из его эпизодов снимали на территории депо. В 1930-е развернулось масштабное техническое перевооружение. Если до этого нужно было поддерживать в работоспособном состоянии лишь часть паровозов – локомотивы из Первой Речки также ремонтировали в Уссурийске, то теперь депо должно было готовить к работе весь имевшийся парк. А он увеличился за счёт техники с Китайско-Восточной железной дороги, большинство которой нуждалось в капитальном и восстановительном ремонте.

К началу Великой Отечественной войны реконструированное, оснащённое новым оборудованием депо с квалифицированным персоналом было способно выполнять задачи разной сложности. И они скоро встали перед предприятием: по ленд-лизу из США в СССР пошло большое количество военной техники, тракторов, автомобилей, продуктов, обмундирования. Большинство грузов доставлялось до расположения частей Красной армии по железной дороге. Со станций ДВЖД за годы войны было отправлено почти 8 млн тонн ленд-лизовских грузов. «Весь грузопоток шёл через порт Владивосток. Владивостокский железнодорожный узел работал с небывалой нагрузкой. Обеспечение беспрерывной работы порта, подача порожняка под погрузку, уборка гружёных вагонов, формирование многочисленных поездов – всё это легло на плечи наших локомотивных бригад, занятых в маневровом движении», – рассказывает хранитель музея истории депо, ветеран ДВЖД Анатолий Закорюкин. Многие паровозники и слесари ушли на фронт, на их места пришли женщины и подростки. «Женщины, как правило, трудились помощниками машиниста, кочегарами, токарями, сварщиками, а одна – Любовь Вдовченкова – получила специальность паровозного машиниста», – продолжает Анатолий Закорюкин. Несмотря на трудности военного времени, депо развивалось. Был надстроен веерный цех, который стал ремонтировать поступавшие по ленд-лизу локомотивы Еа, которые были крупнее паровозов серии Ов.

Паровозная эпоха на Дальнем Востоке продолжалась ещё почти 20 лет после войны. В 1963 году в Приморье прошёл первый пригородный поезд от Владивостока до станции Надеждинская, ведомый электровозом ВЛ60. Сначала был электрифицирован участок Владивосток – Уссурийск, затем Угловая – Находка. Депо начало получать первые электропоезда Эр. Менялась тяга и в маневровом движении.

В наше время предприятие специализируется на эксплуатации, техническом обслуживании и текущем ремонте электропоездов. С реформированием отрасли маневровый парк отошёл к локомотивному депо Партизанск, а Первореченское стало моторвагонным. В 2000-х на предприятие пришли поезда ЭД9, а в прошлом году парк депо пополнился электричками нового поколения ЭП3Д. Как отметил начальник Дальневосточной дирекции моторвагонного подвижного состава Сергей Кузнецов, современная техника отвечает запросам пассажиров. Три таких поезда обеспечивают перевозки между Владивостоком, Партизанском, Уссурийском, Находкой и другими населёнными пунктами Приморья.

Павел Усов



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

Выбор редакции

Летний призыв