17 ноября 2019 00:23
фото: Пётр Гридин / ИД «Гудок»

Из прошлого в будущее

Куйбышевская магистраль отмечает 145-летие

Праздничное торжество, посвящённое 145-летию Куйбышевской магистрали, пройдёт сегодня в Самарской государственной филармонии с участием руководства КбшЖД, правительства Самарской области, ветеранов и тружеников железной дороги.
Куйбышевская – одна из первых стальных магистралей нашей страны. А первой железной дорогой в пределах нынешней КбшЖД был участок Ряжск – Моршанск, построенный в 1867 году. Спустя семь лет, в октябре 1874 года, была сдана в эксплуатацию Моршанско-Сызранская железная дорога. Этот факт и считается точкой отсчёта истории Куйбышевской магистрали.

Протяжённость Моршанско-Сызранской дороги составляла 485 вёрст (свыше 517 км). На линии были задействованы 42 паровоза, 530 товарных, 52 пассажирских и 15 багажных вагонов, 47 аппаратов Морзе. За сутки дорога пропускала одну пару пассажирских и три пары грузовых поездов весом до 120 тонн.

С завершением строительства этой магистрали дороги и выходом её к Волге наметилась перспектива продолжения железнодорожных линий в азиатскую часть России. Возведение и пуск в эксплуатацию в 1880 году Александровского моста ускорили принятие решения о строительстве железной дороги в направлении Самара – Уфа – Златоуст – Челябинск и далее на Омск. Как следствие, будущая КбшЖД стала головным участком Транссибирской магистрали с интенсивным транзитным движением. С 1890 году она именовалась Самаро-Златоустовской, пока в 1936-м не была названа в честь советского и партийного деятеля Валериана Куйбышева.

Серьёзным испытанием для дороги, как и для всей страны, стала Великая Отечественная война. В первые же военные дни на фронт ушли 14 тыс. железнодорожников. Тридцать один из них стал Героем Советского Союза, один – кавалером ордена Славы трёх степеней.

В годы войны дорога имени В. Куйбышева приняла на себя основной поток эвакуации и снабжения фронта. Поезда шли нескончаемым потоком, их число по многим направлениям превышало нормы в 1,5–2 раза. С июня 1941-го по февраль 1942-го по дороге было вывезено в Поволжье, на Урал и в Сибирь около 1500 крупных промышленных предприятий, а к фронту за годы Великой Отечественной куйбышевские железнодорожники отправили 443 тыс. поездов – это около 20 млн вагонов.

В 1942–1944 годах дорогой им. Куйбышева руководил легендарный железнодорожник Борис Бещев, впоследствии возглавлявший Министерство путей сообщения СССР на протяжении 29 лет.

В 1960–1970 годы на магистрали, которую в 1953-м переименовали в Куйбышевскую, была решена задача по переводу с паровой на электрическую и тепловозную тягу. При начальнике дороги Дмитрии Сугаке реконструировались железнодорожные узлы и станции, строились объекты культурно-бытового назначения. Деятельность КбшЖД во многом способствовала появлению в регионах её присутствия промышленных гигантов – таких как ВАЗ, КамАЗ, Волжская ГЭС.

Развитие инфраструктурного и пассажирского комплекса КбшЖД продолжалось. Новый вокзал Самара, ставший символом города, электрификация участка Сызрань – Сенная, строительство нового здания Дорожного центра управления перевозками, проведённый в кратчайшие сроки капремонт основных путей, реконструкция и модернизация предприятий локомотивного комплекса – эти вехи развития напрямую связаны с легендарными начальниками дороги Анатолием Левченко, Евгением Плоховым, Вячеславом Лемешко, Сергеем Кобзевым.
«Мы гордимся тем, что на нашей дороге работали выдающиеся руководители, инженеры железнодорожного транспорта, талантливые люди, своими делами навсегда вошедшие в славную историю железных дорог и Самарского края», – подчёркивает начальник Куйбышевской дороги Рашид Сайбаталов.

К знаменательной дате магистраль подошла с достойными результатами. «По итогам работы за девять месяцев 2019 года коллектив обеспечил выполнение всех производственных задач, поставленных руководством компании, и выполнил все установленные бюджетом параметры. Грузооборот выполнен на 100%, план погрузки – на 100,9%», – сообщил руководитель дороги. По его словам, с начала года на железную дорогу привлечены дополнительные грузы 143 предприятий-грузовладельцев, суммарный доход от этой работы составил почти 250 млн руб.

С мая на КбшЖД организовано регулярное движение ускоренных контейнерных поездов со станции Безымянка назначением на станцию Угольная ДВЖД. 30 августа со станции Черниковка отправлен первый ускоренный контейнерный поезд в Чэнду (КНР). Дорога обеспечивает погрузку и пропуск транзитных грузов в порты Черноморского побережья и Балтики. Для эффективного пропуска транзитного поездопотока и внедрения полигонных технологий в Самаре создан Центр управления тяговыми ресурсами на Юго-Западном полигоне с функцией управления локомотивами и локомотивными бригадами на полигоне нескольких дорог. Существенным фактором эффективной работы ЦУТРа и всего локомотивного комплекса дороги стало обновление тяговых ресурсов. В этом году на дорогу поступит 152 новых локомотива.

Коллектив КбшЖД – это около 50 тыс. профессионалов, которые достойно продолжают славные традиции куйбышевских железнодорожников. На днях молодые специалисты магистрали стали победителями сетевого конкурса инновационных проектов «Новое звено – 2019», представив проект «Увеличение участковой скорости в результате изменения режима ведения скрещенных поездов.

Перспективы развития Куйбышевской магистрали обнадёживают. В июле Экспертный совет ОАО «РЖД» одобрил к реализации проект организации ускоренного движения Липяги – Самара – Тольятти-Южное. 1 октября подписано концессионное соглашение между ОАО «РЖД» и правительством Самарской области о строительстве железнодорожной инфраструктуры для особой экономической зоны «Тольятти». Проекты КбшЖД по развитию южного обхода Самары вошли в программу долгосрочного развития холдинга «РЖД».

Дмитрий Попов,
соб. корр. «Гудка»
Самара



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

Выбор редакции

Летний призыв