21 января 2020 14:42

Фронтовая закалка

Коллектив вагонного участка выступил с инициативой присвоить предприятию имя Петра Коростелёва

Чуть более полугода отделяет нас от 75-летия Великой Победы. Подготовка к юбилею началась, как только 9 мая 2018 года президент РФ Владимир Путин подписал Указ «О подготовке и проведении празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». Наша газета под рубрикой «Герои Победы» начинает публикацию материалов, посвящённых железнодорожникам столичной магистрали, внёсшим вклад в приближение Победы. Как тем, кто выжил на фронтах Великой Отечественной, так и тем, кто не вернулся с полей сражений. Серию публикаций мы начинаем с рассказа о Герое Советского Союза Петре Коростелёве.
Пётр Иванович Коростелёв, 70-е годы прошлого века
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1943 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, сержанту Петру Коростелёву присвоено звание Героя Советского Союза. Особо отличился красноармеец месяцем ранее, 23 сентября 1943-го, при форсировании Днепра. Последний раз Пётр Иванович отмечал годовщину награждения высшей государственной наградой в октябре 2003-го. Его не стало 15 лет назад, в августе 2004 года.

Память о Петре Коростелёве хранят в городе Белёв Тульской области, откуда он родом. Но особенно героя чтят в вагонном участке Москва-Ярославская. Именно здесь он трудился после демобилизации из рядов Советской армии с 1947 по 1985 год. Ровно 30 лет, начиная с 1955-го, Пётр Иванович руководил поездной бригадой скорого поезда № 02/01 сообщением Москва – Владивосток, который в 1966 году стал именоваться «Россией».
– В 1980 году я начал трудиться в вагонном участке восточного направления Дирекции международных и туристских перевозок Московской железной дороги, – вспоминает проводник и бытописатель поезда «Россия» Сергей Веденеев. – Мне посчастливилось поработать в «России» в составе поездной бригады, механиком-бригадиром, как тогда назывался начальник поездной бригады, был Пётр Иванович. Лихой командир в нём чувствовался и в поездной работе на железнодорожном транспорте. Как и на фронте, он был здесь ответственным руководителем и организатором. В рейсе мы чувствовали себя с ним как за каменной стеной.

Хорошо знала Петра Ивановича и Наталья Филиппова, ныне возглавляющая ветеранскую организацию вагонного участка. Она вспоминает, что на Московскую железную дорогу, в состав которой входило это предприятие, пришла в 1968 году.
– После 3-месячного обучения на курсах проводников в Ховрино нас отправили на стажировку в вагонный участок восточного направления, – вспоминала Наталья Юрьевна летом во время нашей беседы. – Первый рейс на поезде «Россия» от Москвы до Барабинска. Оттуда возвращалась тоже на «России», руководителем бригады здесь был Пётр Иванович. Нам, конечно, рассказали о том, что он Герой Советского Союза. Тогда ведь прошло всего 23 года после окончания Великой Отечественной войны и воспоминания о ней были свежи в памяти людей. Фронтовиков было немало среди нас. Но такие встречались редко. Считаю, что те несколько дней дали мне многое. Пётр Иванович не поучал, а был требовательным и справедливым. Если нужно, мог объяснить, как поступать в той или иной ситуации. Мы наблюдали за тем, как он общался с пассажирами, какие делал замечания проводникам и как их же поддерживал. Вплоть до выхода на заслуженный отдых он пользовался большим авторитетом в коллективе, отличался личной скромностью.

Характеризуя Петра Коростелёва, Наталья Юрьевна сказала ключевое слово – скромность. Не оттого ли о Петре Коростелёве, как и о многих фронтовиках, сохранилось не так много воспоминаний. Они жили и трудились рядом, ничем не подчёркивая свою «особенность», мало рассказывали о войне. Нечасто становились и героями газетных публикаций.

И всё же «Московский железнодорожник» в одном из майских номеров 2003 года под рубрикой «Золотые звёзды магистрали» опубликовал очерк «Плацдармы сержанта Коростелёва». Его автор, корреспондент нашей газеты Николай Самохвалов стал одним из последних журналистов, встретившихся с Петром Ивановичем. Тогда герой рассказал и о том, как воевал, и о том, как складывалась его послевоенная жизнь. Спустя год и три месяца его не стало, но благодаря той встрече с журналистом дорожной газеты сохранились воспоминания Петра Ивановича.

Войну Пётр Коростелёв встретил в Киеве, где железнодорожник к тому времени проходил действительную. Батальон, в котором он служил, выполнял боевую задачу по минированию ряда объектов и был отрезан фашистами от основных сил. Пробиваясь к своим, погибли почти все из этого воинского подразделения. Пётр две недели провёл в болотах, в конце концов выбрался из окружения, прошёл проверку СМЕРШа и вскоре уже снова был на передовой в составе разведвзвода. Участвовал в сражении на Курской дуге, а подвиг, за который его наградили звездой героя, совершил на Днепре, на берегах которого когда-то испытал горечь отступления.

В сентябре 1943-го перед взводом разведчиков, в составе которого воевал Пётр, была поставлена задача переправиться через Днепр и занять плацдарм на хорошо укреплённом врагом берегу, чтобы дать возможность нашим продолжить наступательную операцию. Сам Пётр Иванович так вспоминал те события спустя 60 лет: «Погрузили в рыбачьи лодки, припрятанные хозяевами от немцев, автоматы, гранаты, другое вооружение и поплыли через реку. С воздуха нас заметил мессер и стал забрасывать мелкими бомбами, но, к счастью, ни разу не попал. Высадились на противоположный берег, пробежали по песку, скрылись в балке. Подползли к вражеским окопам и забросали их гранатами. Немцы беспорядочно бежали. Мы взяли трёх пленных, двое из которых были офицерами. Освободили участок и дали сигнал ракетой. После этого начали переправляться основные силы».

О том, как взвод разведчиков создал условия для переброски армейских подразделений на занятый врагом берег Днепра, рассказала листовка, оперативно напечатанная и распространённая среди красноармейцев.
«Немцы чуяли опасность и изо всех сил стремились помешать предстоящей переправе. Но как ни яростен был обстрел, в назначенный час бойцы выскочили из отрытых за ночь окопов и бросились к Днепру. Первыми подбежали к берегу бойцы сержанта Коростелёва. Вокруг лодки фонтанами вздымалась вода, пулемётные очереди ложились возле самых бортов. Горсточка храбрецов на правом берегу очутилась лицом к лицу с обезумевшим от ярости противником… Как только весь батальон оказался на правом берегу, была предпринята атака ближайших немецких позиций, обстреливавших переправу. И снова впереди всех был Коростелёв со своим отделением».

Спустя несколько дней Пётр Коростелёв был тяжело ранен в голову и ногу, контужен и отправлен в госпиталь. Утверждалось, что его судьба после ранения решалась в самом высоком кабинете. Якобы, ознакомившись с представленными для очередного награждения документами, Сталин сказал: «Воевал хорошо. Теперь пусть идёт восстанавливать железные дороги». Война ещё не завершилась, а Петра Коростелёва командировали в распоряжение Наркомата путей сообщения.

С середины 50-х Пётр Иванович трудился на самом протяжённом пассажирском направлении страны, его бригада обслуживала поезд Москва – Владивосток. Поистине космические расстояния были преодолены за эти годы, если учитывать, что Москву и Владивосток разделяют более 9 тыс. км. Бригада проводников, возглавляемая Героем Советского Союза, стала лучшей на Московской железной дороге. Он был внимателен и к подчинённым, и к пассажирам. День начинал обычно с обхода состава. Высокий, статный, внушающий уважение, он здоровался с пассажирами, спрашивал, нет ли претензий и пожеланий. Уже через час после завершения обхода проводнику самого опрятного вагона начальник поезда вручал переходящий вымпел.

К боевым наградам фронтовика добавились знаки отличия за мирный труд. Он стал заслуженным работником транспорта России, почётным железнодорожником. Самым радостным днём в году для Петра Ивановича было 9 Мая. Вот когда он надевал все свои ордена, медали и почётные знаки. Именно таким, со звездой героя на парадном кителе, его видели в этот день пассажиры. А проводники обязательно собирались в 9-м, штабном, вагоне и поздравляли своего руководителя с Днём Победы, который был приближен благодаря и его ратному труду.

В наши дни память о Петре Ивановиче Коростелёве бережно хранят в вагонном участке Москва-Ярославская. Особенно это актуально в преддверии 75-летия Великой Победы. Здесь уже думают о том, как будут встречать эту великую дату. В депо родилась инициатива присвоить предприятию имя легендарного железнодорожника. Дважды её обсуждали на собраниях трудового коллектива, идею поддержал здешний совет ветеранов, профсоюзная организация.
– С этим предложением мы обратились в Московский филиал АО «ФПК», – сказал начальник участка Михаил Бондарев. – Надеемся, что руководство поддержит эту идею об увековечивании памяти героя.

Вера Чубарова



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

Выбор редакции

Летний призыв