14 ноября 2019 17:37
фото: Иван Шаповалов / Пресс-служба ОАО «РЖД»

Вокзалы ждёт эпоха Ренессанса

В ОАО «РЖД» представили проект их развития до 2030 года

Презентация проектов реконструкции и строительства железнодорожных вокзалов и вокзальной инфраструктуры до 2030 года состоялась на открывшейся во вторник на Казанском вокзале научно-практической конференции «Вокзалы России. Проблемы и перспективы». Предусмотрено полное техническое перевооружение и реконструкция более 100 объектов с использованием инновационных решений, чтобы сделать их более функциональными и комфортными для пассажиров.
Научно-практическая конференция стала частью программы выставки архитектурных проектов «Вокзалы России – прошлое, настоящее, будущее», на которой представлены работы архитектурных организаций и институтов. Организатором выступила Дирекция железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» (ДЖВ), участие в мероприятиях приняли ведущие отечественные архитектурные бюро и проектные организации. «Вокзалы сегодня – это целая философия, они тесно связаны с техническим развитием российских железных дорог, развитием общества, региона и каждого города», – обратился к собравшимся начальник ДЖВ Георгий Геворкян.

В ближайшее десятилетие ОАО «РЖД», по словам Георгия Геворкяна, предстоит провести масштабную реконструкцию и техническое перевооружение вокзалов. По базовому сценарию к 2030 году ОАО «РЖД» планирует провести комплексную реконструкцию и модернизацию 64 вокзалов и 66 пассажирских платформ, по оптимистичному сценарию – вдвое больше.

Основные требования, которые предъявляет компания к вокзалам будущего: оптимальная вместимость и рациональное зонирование, распределение пассажиропотока с учётом динамики его роста, доступ на платформы посредством конкорса или тоннеля, энергоэффективность, безопасность. Кроме того, архитектура вокзального комплекса должна учитывать окружающую городскую застройку, а он сам должен быть подключён к системе транспортных потоков города.

В компании рассматривается вариант реконструкции железнодорожного вокзала в Анапе с учётом его особенностей, главная из которых – ярко выраженная сезонность использования: летом пассажиропоток возрастает в 8–10 раз, при этом вокзал принимает большое количество организованных групп детей. Проектное решение, предложенное «Челябжелдорпроектом», предполагает разделение вокзала Анапы на технологические блоки. «Один из этих блоков полностью будет предназначен для пребывания детских групп, которые на вокзале проводят достаточно много времени в ожидании автобуса или поезда. Здесь предусмотрены санитарно-бытовое обеспечение, элементы отдыха и развлечений. Блок этот будет эксплуатироваться только летом», – рассказала начальник бюро ГИПов «Челябжелдорпроекта» Марина Черных.

На конференции был презентован ещё один крупный проект – развитие Казанского вокзала. Пассажиропоток здесь равен 48 млн пассажиров в год, в том числе более 14 млн в дальнем сообщении. Сегодня, как отмечают проектировщики, вокзал испытывает дефицит площади, поэтому предлагается связать все уровни вокзала вертикальными связями, задействовать подвальные помещения, а все коммерческие зоны объединить в конкорс над железнодорожными платформами.
«Мы ждём от проектировщиков инновационных решений. Мы нуждаемся в типовых блоках по платформам, в типовых решениях по пешеходным мостам. Сегодня, к сожалению, проектирование для нас – проблемная зона, поскольку качество проектов не соответствует тем требованиям, которые предъявляет нам сегодня общество, и тем темпам строительства, которые нам сегодня необходимы», – подчеркнул Георгий Геворкян.

Одно из таких возможных инновационных решений – модульное строительство. Именно с использованием такой технологии был построен новый вокзал в городе Сосногорске (Республика Коми). Модульные конструкции оснащаются всем необходимым непосредственно на заводе, транспортируются к месту сборки и собираются. «Это значительно быстрее, чем обычное строительство, – отмечает Дмитрий Терехов, генеральный директор компании, возводившей объект. – Вокзал в Сосногорске был построен за шесть месяцев. К тому же модули не имеют стандартных размеров и обеспечивают полную свободу планирования».

Помимо технического и технологического развития вокзальной инфраструктуры в ДЖВ рассчитывают запустить сервисы для пассажиров. Региональная программа, подготовленная дирекцией, предусматривает создание на каждом местном вокзале мини-отеля.

Не позднее 1 ноября первый такой объект появится на вокзале в Пскове. «В ближайшие 1,5 года планируется зонировать каждый вокзал. Это позволит более качественно обслуживать пассажиров и убирать встречные потоки», – отметил Георгий Геворкян.

Планируется также развивать цифровые сервисы. В следующем году будет презентован первый вокзал с электронным кинотеатром, где каждый пассажир сможет выбирать для себя фильмы, чтобы комфортно провести время.

Кроме того, в планах создание полноценных бизнес-залов.

Дирекция также намерена создавать места притяжения на вокзалах. В этом году, например, на заднем дворе Московского вокзала в Санкт-Петербурге планируется открыть каток, построить сцену и провести там новогоднюю ярмарку и другие городские проекты. По мнению руководителя ДЖВ, важно, чтобы вокзал соединился с городской средой: «Для нас сегодня философия соединения вокзала и города – приоритет».

Мария Абдримова



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Выбор редакции

Летний призыв