20 ноября 2019 12:27
фото: Иван Шаповалов / Пресс-служба ОАО «РЖД»

Женщинам разрешили быть машинистами

Минтруд исключил вождение электропоездов из списка опасных для дам профессий

Министерство труда РФ с января 2021 года разрешило женщинам работать машинистами электричек, скоростных и высокоскоростных электропоездов. Эти профессии исключены из нового перечня производств, работ и должностей с вредными или опасными условиями труда, где ограничено применение труда женщин. Соответствующий приказ зарегистрирован в Минюсте на прошлой неделе.
К актуализации перечня работ, на которых запрещается применение труда женщин, Минтруд приступил в 2017 году. Представители ведомства и крупные работодатели, в том числе ОАО «РЖД», отмечали тогда, что действующий список из 456 профессий, утверждённый правительством в 2000 году, устарел: какие-то из них перестали существовать (на железной дороге это аккумуляторщик, водитель дрезины, кочегар и промывальщик котлов паровозов), другие значительно изменили своё содержание и перестали представлять угрозу для женского здоровья.

Главный критерий, которым Минтруд руководствовался при составлении нового списка, – опасно ли то или иное производство или работа для репродуктивного здоровья женщин и может ли воздействие вредных факторов повлиять на здоровье будущего поколения.

В итоге перечень запрещённых видов работ сократился в 4 раза – до ста позиций. Минтруд снял ограничение на трудоустройство женщин на позиции машиниста электропоезда (электрички), скоростных и высокоскоростных поездов («Ласточка», «Сапсан» и другие). Также ведомство разрешило дамам водить большегрузные автомобили и сельскохозяйственную спецтехнику, работать на судне боцманом, шкипером и матросом, заниматься верхолазными работами на высоте свыше 10 м. «Наибольший интерес у женщин вызывают профессии в морском и речном судоходстве, автомобильном и железнодорожном транспорте, в гражданской авиации, сельском хозяйстве», – отметили в ведомстве.

По словам генерального директора общероссийского отраслевого объединения работодателей железнодорожного транспорта «Желдортранс» Сергея Чаплинского, обновление перечня – долгожданный шаг для предприятий отрасли. «Специальная оценка условий труда, законодательно утверждённая несколько лет назад, позволяет оценить реальные условия на конкретном рабочем месте. Не вижу никаких сложностей, чтобы женщины работали машинистами, помощниками машиниста на современных электропоездах, где созданы безопасные и комфортабельные условия труда. У нас женщин набирают даже в военные училища на военных лётчиков. Военным бомбардировщиком можно управлять, а почему поездом нельзя? Есть старые типы локомотивов, где действуют вредные факторы, там, наверное, не надо женщинам работать. Но эти факторы выявляются при проведении спецоценки. К слову, последние несколько лет многие девушки поступили в колледжи в разных городах на факультет «Локомотивное хозяйство», – отметил он.

Как ранее отмечали в ОАО «РЖД», все серии локомотивов, которые сейчас поставляют холдингу производители, соответствуют нормативам по вибрации на рабочем месте. При этом специально адаптировать кабины локомотивов для женщин не придётся. По словам заместителя председателя Роспрофжела, главного технического инспектора труда профсоюза Алексея Налётова, в плане эргономики кабины скоростных поездов универсальны – они «унисекс» и подходят для женщин.

В то же время ряд ограничений в отношении работ на железной дороге Минтруд всё-таки сохранил. Так, женщины не должны управлять железнодорожными строительными машинами, тяговым, моторвагонным и специальным самоходным подвижным составом, в условиях превышения предельно допустимых концентраций вредных химических веществ и предельно допустимого уровня общей вибрации.

Дамам также запрещено заниматься ремонтом и техническим обслуживанием объектов инфраструктуры (монтёры пути и осмотрщики-ремонтники вагонов), контактной сети электрифицированных железных дорог и подвижного состава (электромеханик контактной сети), если рабочий процесс предполагает поднятие и перемещение вручную тяжестей более установленных норм. Напомним, что предельно допустимым для женщин считается подъём и перемещение тяжестей при чередовании с другой работой до двух раз в час – 10 кг, подъём и перемещение тяжестей постоянно в течение рабочей смены – 7 кг.

Под запретом остались и маневровые работы по расформированию-формированию составов, регулированию скорости движения тормозными башмаками, поскольку это также связано с поднятием и перемещением тяжестей вручную сверх установленных норм, а также работы по пропарке и очистке внутренних поверхностей цистерн из-под нефтепродуктов и ядохимикатов.
«Важно отметить, что при создании безопасных условий труда работодатель вправе применять труд женщин без ограничений», – подчеркнули в Минтруде.

Мария Абдримова

 


Оставить комментарий
Гость 23.08.2019 18:12:00
Ласточки и Сапсаны это и есть моторвагонный подвижной состав. Не вводите людей в заблуждение
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  

Выбор редакции

Летний призыв