28 октября 2021 19:52

фото: Руслан Казаков

За вагоном присмотрит искусственный интеллект

ОАО «РЖД» опубликовало запрос на создание автоматической системы распознавания неисправностей и коммерческой пригодности грузовых вагонов. Судя по заданию на сети будет разработана и внедрена первая в России система распознавания дефектов подвижного состава, основанная на обработке видеоизображений искусственным интеллектом.
Запрос, опубликованный Центром инновационного развития РЖД на портале «Единое окно инноваций РЖД» по запросу Центра фирменного транспортного обслуживания, предусматривает, что новая система распознавания неисправностей и коммерческой пригодности должна в автоматическом режиме оценивать состояние вагонов по многим параметрам: состояние люков, дверей, бортов и кузовов вагонов, нарушение при размещении и креплении грузов, наличие и состояние запорно-пломбировочных устройств (ЗПУ), перегруз, нарушение габаритов, наличие загрязнения или остатков груза в вагонах, распознавать их номера и передавать информацию о состоянии вагонов в информационные системы РЖД в формате, не требующем дополнительной обработки. Система может как требовать установки новых технических средств, так и использовать имеющуюся технику. Запрос был создан в рамках программы информатизации холдинга «РЖД».

Сейчас осмотр вагонов производится работниками станций отправления (при приёме груза и багажа) путём личного визуального осмотра или при прохождении пунктов коммерческого осмотра в пути следования поезда, с использованием программно-аппаратного комплекса «Автоматизированная система коммерческого осмотра поездов и вагонов» (АСКО ПВ), который позволяет производить досмотр дистанционно с помощью комплекса видеокамер.

Как сказано в запросе, личный визуальный осмотр связан с риском для работников станций, а применение комплекса АСКО ПВ возможно не на всех станциях и не исключает человеческого фактора, так как предназначено только для передачи изображения с камер комплекса на автоматизированное рабочее место сотрудника станции.

Как рассказала «Гудку» заместитель начальника Центра инновационного развития РЖД Людмила Дюжакова, речь идёт о системах искусственного интеллекта, способных распознавать видеоизображение. Такие технологии применяются при распознавании лиц или в системах контроля за безопасностью дорожного движения и могут быть адаптированы для использования в железнодорожной сфере. Подобные системы несколько лет назад были внедрены в Канаде и США. Они различают и выделяют на фотографиях вагонов все возможные дефекты и неисправности.

При отборе предложений приоритет будет отдаваться предложениям на конечной стадии разработки. Разработчики должны быть готовы представить жизнеспособный прототип не позднее трёх месяцев с момента определения финалистов открытого запроса. Разработчики также должны быть способны адаптировать свой продукт к требованиям заказчика и сертифицировать его за счёт собственных средств.

Приём заявок продлится до 6 сентября 2019 года.

Лев Кадик

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31