29 февраля 2020 07:19

«Золотой орёл» из Щербинки

Как авиационным технологиям нашлось место на железной дороге

Роскошный поезд – транссибирский экспресс «Золотой орёл» входит в рейтинги самых комфортабельных поездов мира, и цена билетов на него доходит до $75 тыс. за купе. Этот поезд – продукция компании «Циркон Сервис», уникального предприятия, уже четверть века создающего эксклюзивные вагоны по заказам компаний со всего мира.
На рельсах авиационных технологий

Изготовление мебели требует ручной работы. Один из лучших краснодеревщиков – Александр Костомаров, он имеет право ставить личное клеймо
Генеральный директор «Циркон Сервиса» Владимир Лулаев: «Один из самых необычных наших заказов – установка бани в вагоне-салоне»
Комфорт – это прежде всего оригинальные инженерные решения, продуманная эргономика и надёжная конструкция. Именно с инженерии и начинали создатели «Циркона». В середине 90-х годов группа специалистов авиационно-космического комплекса нашла заказчика в лице Министерства путей сообщения, которое поручило им переоборудовать вагон под тягово-энергетическую лабораторию для Забайкальской железной дороги. «В лаборатории люди не только работают – они в этом вагоне живут много дней, – объясняет Владимир Шилин, менеджер отдела маркетинга и рекламы «Циркон Сервиса». – Первый руководитель «Циркона» Борис Асташев решил, что надо обеспечить им современный уровень комфорта. У специалистов «Циркона» уже был опыт подобной работы при создании космического челнока «Буран».

Одним из главных элементов оборудования вагона-лаборатории стала замкнутая система канализации – то, что сейчас в РЖД называют биотуалетом.
«Это был первый опыт применения ЭЧТК – экологически чистого туалетного комплекса», – вспоминает генеральный директор «Циркон Сервиса» Владимир Лулаев. Вагон от «Циркона» показали главе МПС Геннадию Фадееву. Он сразу оценил перспективы нового решения – уже тогда появился запрос на экологическую чистоту, а система замкнутого типа давала возможность пользоваться санузлами без перерывов на проезд санитарных зон в городах. В итоге «Циркон» получил не только заказ на следующую лабораторию, но и на проектирование серийного туалета. «Надо было не только спроектировать конструкцию туалетов и наладить их производство, но и создать систему их обслуживания, сделать оборудование для откачки в масштабах всей страны», – говорит Владимир Лулаев.

За 25 лет выпущено уже более 4500 туалетных комплексов под маркой «Экотол», и производство продолжается – и сейчас один из цехов «Циркон Сервиса» в подмосковной Щербинке делает эти системы. Они используются не только на местном производстве, но и отправляются другим вагоностроителям – на ТВЗ, Демиховский машиностроительный завод и предприятие «Ремпутьмаш».

Кузова вагонов «Циркон» обычно получает с Тверского вагоностроительного завода, они рассчитаны на 40 лет эксплуатации. Тележки вагонов тоже стандартные. «Тележки – не наша компетенция, – говорит Владимир Лулаев. – Когда требуется максимальная мягкость хода, мы можем установить «плавающий пол», где панели смонтированы на пневмоподушках». По заказу могут установить и окна с подогревом и изменяющейся прозрачностью. В санузлах вагонов повышенной комфортности, как вагонов для пассажирских поездов, так и салонов, практически обязательным стал подогреваемый пол, ставят его и во многих купе.


Впервые в России

Первое время «Циркон» в основном выпускал туалетные комплексы и параллельно делал вагоны-лаборатории. В 1999 году был получен заказ МПС на оборудование мобильного центра ситуационного анализа и управления. «Он должен был обеспечивать не только оперативное руководство восстановительными работами непосредственно на месте возможной крупной аварии, но и обеспечивать необходимые бытовые условия для нормального отдыха руководителей высокого ранга», – уточняет Владимир Шилин. Для «Циркона» это был выход на новый уровень – создание вагона-салона с современным техническим оборудованием для длительного пребывания.

Полученный при этом опыт «Циркон» решил использовать в более массовом сегменте. На рубеже веков компания по собственной инициативе построила комфортабельную версию пассажирского вагона. Опытный экземпляр вагона модели 61-4193 с баром и четырьмя купе люкс, каждое из которых имело свою туалетную комнату с душем, был представлен на отраслевой выставке в 2001 году. С дореволюционных времён в России таких вагонов не строили. Уже в 2004 году РЖД стали использовать такие вагоны класса люкс в фирменных поездах «Красная стрела» и «Татарстан».

Следующим этапом стало создание целого поезда – знаменитого «Гранд Экспресса». Заказчик поставил задачу сделать его самым комфортабельным – на уровне пятизвёздочной гостиницы. Поезд между Москвой и Санкт-Петербургом был запущен в 2005 году, это был очень крупный заказ – два состава по 14 вагонов.

После знакомства с этим проектом представители британской компании GW Travel Limited заказали «Циркону» ещё более роскошный поезд для поездок через Россию. Первый рейс «Золотого орла» состоялся в 2007 году, и среди его пассажиров был принц Майкл Кентский. Проект «Золотой орёл» стал настолько успешным, что компания сменила название на Golden Eagle Luxury Trains Limited.


Своих не бросают

Созданные «Цирконом» вагоны и поезда находятся под постоянным контролем – специальное оборудование и особенно отделку надо поддерживать в идеальном состоянии. В цеху по обработке древесины складированы несколько дверей, частично разобранных. Их привезли для восстановления. Массивные петли – они должны быть надёжными при постоянной вибрации – уже вынуты, ручки сняты. Видно, что они уже много послужили, на поверхности заметны царапины. Все они проходят дефектовку и при необходимости заменяются на новые. Вот в окрасочной камере над дверью склонилась девушка с тонкой беличьей кистью в руке. Это Наида Алдерова, отделочник изделий из древесины. «Я закрашиваю царапины. После этого все панели заново покрываются лаком полностью и выглядят как новые», – объясняет она.

То, что невозможно восстановить, делают заново. Двери купе и мебель делаются из массива дерева. «Здесь у нас работают несколько мастеров, и у двоих есть право на личное клеймо – это Вадим Леонов и Александр Костомаров, – с гордостью говорит Владимир Шилин. – Правда, оно не заметное, ставится на внутренних частях». А жаль – при работе требуется высокое мастерство, и этим стоит гордиться.

Некоторые заказчики предпочитают и современный стиль. И в любом случае для создания оборудования вагонов используются новейшие технологии – так, именно «Циркон» построил первый в России, а может быть, и в мире, вагон, в котором всё освещение было выполнено на светодиодах. При необходимости и желании заказчика применяются и специальные материалы. Например, для снижения массы можно использовать авиационные конструкции – у «Циркона» есть опыт работы с поставщиками авиационных интерьеров.

Чертежи новых разработок мне, увы, не показывают. У «Циркона» более 80 авторских свидетельств и патентов, так что разбрасываться своими идеями тут не будут. Да и заказы бывают такие, о которых не говорят, – не зря в одном из цехов оборудован специальный участок с ограниченным доступом и отдельной охраной. Но работы у конструкторов хватает. Уже эксплуатируемые вагоны надо совершенствовать. Иногда требуется изменить планировку вагона. Иногда появляются новые идеи – например, оптимизировать конструкцию дивана, чтобы пассажир мог разложить его без участия проводника. Именно в вагонах «Циркона» появились диваны, где уже готовая постель закрепляется на задней стороне спинки. Одно движение – и удобный диван превращается в уже готовую кровать. Пассажиры роскошных поездов – обычно люди в возрасте, и лишнее напряжение им совсем не нужно.

Валерий Чусов
Фото Павла Кассина



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31