29 февраля 2020 06:04

Эксперимент продолжается

Проходят испытания новой системы обогрева тепловоза ЧМЭ3

На полигоне столичной магистрали получил продолжение эксперимент, инициированный специалистами топливно-энергетического центра (НТЭЦ) МЖД. Его суть заключается в проведении на начальной стадии сравнительных испытаний, в ходе которых обогрев электровозов ЭП20 и электропоездов в эксплуатационных локомотивных и моторвагонных депо при горячем простое в холодное время года осуществлялся от установленных на тракционных путях низковольтных источников питания («Московский железнодорожник» писал об этом – № 12 от 26.01.2018 года).
Такой способ обогрева техники по расчётам, сделанным специалистами НТЭЦ, оборачивался значительным снижением потребления электроэнергии.

Следующим шагом эксперимента стало использование способа обогрева техники на маневровых тепловозах ЧМЭ3. Существенным плюсом в выборе этих машин для тестирования был тот факт, что завод-изготовитель должен обеспечивать модернизированные тепловозы ЧМЭ3 вспомогательным оборудованием, предназначенным для прогрева локомотива в зимний период от низковольтного источника питания. Однако в ходе проведённого анализа и инвентаризации было установлено, что на 144 локомотивах соответствующей серии, находящихся на полигоне МЖД, такое оборудование либо отсутствовало, либо находилось в непригодном для проведения эксперимента состоянии. В сложившейся ситуации организаторы эксперимента приняли решение восстановить и модернизировать отсутствующую систему. В качестве опытного образца был выбран локомотив ЧМЭ3т № 7020 приписки эксплуатационного локомотивного депо имени Ильича. Выбор данного предприятия в качестве тестового полигона, по словам начальника технического отдела депо Алексея Васильева, объяснялся в первую очередь тем, что здесь в наличии вся инфраструктура, необходимая для обогрева машин.

Перед проведением испытания выбранный тепловоз отправили на Мичуринский локомотиворемонтный завод, где работники предприятия полностью восстановили на локомотиве систему прогрева от низковольтного источника питания. Затем в период прохождения среднего ремонта, который был выполнен в депо имени Ильича, на машине модернизировали колонку для подключения систем прогрева. Кроме того, собрана необходимая документация, организована покупка кабельной продукции, разъёмов и кронштейнов для крепления. Колонку подключили к источнику электроэнергии. В дополнение здесь же были установлены приборы учёта энергоресурсов, которые также прошли поверку и были опломбированы.

Первое подключение локомотива на 30 мин. к системе низковольтного питания показало, что используемое в ходе эксперимента оборудование исправно, все насосы работают, локомотив прогревается. Позже апробация системы выполнялась в ходе более длительного (12-часового) подключения к источнику питания. За это время расход электроэнергии составил 246 кВт.ч.

При подготовке к очередному пуску локомотива участники эксперимента сняли показания с приборов учёта локомотива, проверили техническое состояние узлов и агрегатов, состояние аккумуляторных батарей и проводки. После этого локомотив вновь был подключён к колонке для тестирования в ночное время при более низкой температуре (-15, -18 °С). После очередного 12-часового цикла работы системы расход электроэнергии составил 288 кВт.ч.

Как подсчитали специалисты НТЭЦ, экономический эффект за счёт подключения к низковольтному источнику питания напряжением 380 В за это время составил более 6 тыс. руб. Важно подчеркнуть, что электроэнергия (288 кВт.ч) обошлась предприятию в сумму 1065 руб. Тогда как расход топлива за данный период составлял бы 180 кг и обошёлся в сумму 7119 руб. Затраты на восстановление системы, предназначенной для прогрева локомотива от низковольтного источника питания, составили 136,2 тыс. руб. Подсчёты позволяют сделать вывод, что окупаемость описанного процесса достигается за 23 дня, в продолжение которых тепловоз находится на 12-часовом прогреве в сутки.

Владимир Горелкин



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31