27 февраля 2020 11:10

От идеи к воплощению

ОАО «РЖД» совместно с региональными органами власти реализует важные проекты

Ежедневная деятельность холдинга «РЖД» неразрывно связана  сотрудничеством с представителями внешнего контура – пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями, бизнесом, научным сообществом, органами власти федерального и регионального уровней, а также иными контрагентами. Для достижения максимальных результатов такого сотрудничества требуются сближение позиций и соблюдение баланса интересов всех сторон при решении общих задач.
Владимир Лещишин, начальник Департамента по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти ОАО «РЖД»
Широкий круг вопросов, регулярно рассматриваемый компанией с регионами, имеет конкретные результаты. Ежегодно блоком компании по работе с органами власти при взаимодействии с профильными подразделениями холдинга «РЖД» готовятся и проводятся порядка 55 встреч генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Олега Белозёрова с главами субъектов Российской Федерации. Контакты такого уровня позволяют не только принимать векторные решения по ключевым вопросам, в которых соприкасаются интересы железнодорожников, региональных властей и общества, но и находить новые точки притяжения.

Так, впервые появился проект совместной установки автоматизированных систем весогабаритного контроля на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения на территории Волгоградской области.

Для проработки этого пилотного проекта в 2018 году по инициативе ОАО «РЖД» на площадке профильного комитета регионального правительства была создана совместная рабочая группа.

Силами компании проведены маркетинговые исследования и разработано технико-экономическое обоснование целесообразности реализации проекта. При проведении этой работы учтены интенсивность движения грузовых автомобилей по участкам автотрасс, доли грузовых транспортных средств, следующих с превышением весовых норм, а также номенклатура грузов. На этой базе рассчитаны прогнозные доходы ОАО «РЖД», дополнительные эксплуатационные затраты от перевозочной деятельности и налоговая нагрузка. По итогам анализа определён потенциал привлечения грузовой базы на железнодорожную сеть.

В ходе совместной работы с областной администрацией выявлены оптимальные места размещения шести автоматизированных пунктов весогабаритного контроля. Разработана подробная дорожная карта плана мероприятий для поступательной реализации проекта на трассах регионального и межмуниципального значения Волгоградской области и признана целесообразность синхронизации этой работы с деятельностью Федерального дорожного агентства «Росавтодор» по установке аналогичных систем на автодорогах федерального значения.

Выход на полную проектную мощность автоматизированной системы весогабаритного контроля в регионе запланирован в 2024 году, объём инвестиционных вложений ОАО «РЖД» составит 120 млн руб. Средства в бюджете компании на 2019 год уже предусмотрены.

Учитывая поэтапный характер процесса переориентации грузовой базы, ожидаемый потенциальный объём привлечения грузов с автомобильного на железнодорожный транспорт после ввода всех шести автоматизированных пунктов весогабаритного контроля и организации работы соответствующих надзорных органов регионального значения может достигнуть 953 тыс. тонн, что принесёт в копилку компании более 600 млн руб. дополнительного дохода в год.

В свою очередь, эффекты от реализации данного проекта для Волгоградской области не ограничиваются штрафными поступлениями от нарушений в областной бюджет. Дополнительными эффектами становятся сокращение нагрузки на автодорожное полотно, снижение негативного воздействия на экологическую обстановку, а также сокращение количества дорожно-транспортных происшествий.

Ряд регионов в границах Куйбышевской железной дороги в настоящее время также проявляют интерес к такому новому направлению совместной работы.

Более того, сегодня не только на уровне регионов есть заинтересованность в реализации такого подхода, принципиальная поддержка найдена и в федеральных органах власти.

В конце мая этого года мы провели день железных дорог в Государственной думе Федерального собрания Российской Федерации, в рамках которого состоялось расширенное совещание комитета по транспорту и строительству. Мы заручились поддержкой председателя комитета Евгения Москвичёва. В своём выступлении он отметил целесообразность переориентации перевозок массовых грузов с автомобильного на железнодорожный транспорт.

Одна из составных частей миссии бренда «РЖД» – это работа для клиента. Не просто обеспечение движения людей, товаров и технологий, а оказание качественной транспортной услуги является для нас приоритетной задачей.

Субъекты Российской Федерации обеспечивают формирование заказа на транспортное обслуживание населения, самостоятельно предусматривая долевое распределение между автобусными и железнодорожными перевозками в пригородном сообщении. Безусловно, это многофакторная модель, сочетающая в себе запросы со стороны пассажиров, инфраструктурное покрытие регионов (транспортная доступность), возможности региональных бюджетов, безопасность, а также экономические, экологические, технологические и другие параметры. И если рассматривать пригородную пассажирскую компанию с точки зрения бизнес-единицы рынка транспортных услуг, то необходимо обеспечить высокий уровень конкурентоспособности предлагаемой услуги своему клиенту в этом сегменте перевозок.

Кроме того, для формирования новых эффективных совместных проектов просто необходимо создание привлекательных условий внутри компании.

Комплексный и инициативный подход к этому вопросу реализован на Свердловской железной дороге.

В целях повышения уровня предрейсовой подготовки пригородного подвижного состава для обеспечения комфортной поездки пассажиров разработаны предложения по приёмке подвижного состава, корректировке действующих регламентов взаимодействия задействованных подразделений холдинга «РЖД», организации системы контроля за состоянием вагонов в пути следования и местах отстоя, сохранению маршрутной сети и составности поездов, работе с аутсорсинговыми компаниями и др.

Кроме того, подготовлены предложения железной дороги по цифровизации процессов выявления и устранения замечаний, подразумевающей предварительную передачу информации ремонтному персоналу о выявленных замечаниях в пути следования для обеспечения своевременной готовности принять поезд на сервисное обслуживание с заранее подготовленными запасными частями.

Эти предложения обобщены в проекте соответствующей дорожной программы на период 2019–2020 годов, параметры которой рассматриваются на предмет возможности применения этой практики относительно других железных дорог – филиалов ОАО «РЖД».

Отмечу, что на Свердловской железной дороге активно расширяется маршрутная сеть курсирования электропоездов «Ласточка». С 2015 года количество поездов увеличено с 6 до 28 составов. От пассажиров постоянно поступают положительные отзывы и просьбы по расширению географии маршрутов. Населённость подвижного состава ежегодно растёт. В конце 2018 года запущено движение электропоездов «Ласточка» на территории Пермского края, а в текущем году запущены дополнительные поезда как в Свердловской области, так и в Пермском крае.

Вместе с тем по другую сторону конкурентной борьбы за пассажира между автобусными и железнодорожными перевозками стоит необходимость в слаженной работе и эффективном взаимодействии этих видов транспорта при участии региональных органов власти для обеспечения комплексного обслуживания населения, сводя к минимуму временные затраты на поездку и повышая комфорт пребывания на инфраструктуре транспортного комплекса. Организация транспортно-пересадочных узлов – это хорошо зарекомендовавший себя инструмент оптимизации транспортной услуги для пассажира, применение которого целесообразно при условии совместного финансового участия ОАО «РЖД» и субъекта Российской Федерации.

Одним из крайних примеров реализации такого подхода является софинансирование строительства транспортно-пересадочного узла в городе Можга в рамках подписанного в октябре 2018 года соответствующего соглашения между правительством Удмуртской Республики и Горьковской железной дорогой при общем объёме потребных инвестиций в размере 300 млн руб.

В соответствии с соглашением за счёт средств республиканского бюджета разрабатывается проектно-сметная документация, которая в настоящий момент проходит государственную экспертизу.

В дальнейшем согласно достигнутым договорённостям предполагается ежеквартальное субсидирование со стороны республиканского бюджета строительно-монтажных работ в соответствии с отчётами о затратах, предоставляемыми ОАО «РЖД».

Ещё одним интересным опытом в рамках обустройства и организации функционирования транспортно-пересадочного узла является осуществление АО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» реализации проездных документов на муниципальные, межмуниципальные и межрегиональные регулярные пассажирские автобусные перевозки на железнодорожном вокзале в городе Шахунья Нижегородской области. Подобная практика позволяет ППК трансформировать оказываемую профильную услугу железнодорожной перевозки в разряд комплексной услуги на принципах «одного окна».

При этом администрация города Шахунья организует перемещение действующей автостанции в городе в ТПУ «Шахунья», выполняет обустройство и организацию разворотной площадки для осуществления муниципальных, межмуниципальных и межрегиональных регулярных пассажирских автобусных перевозок, а также обеспечивает включение транспортно-пересадочного узла в муниципальные и межмуниципальные маршруты регулярных пассажирских автобусных перевозок.

Эти и другие обязательства сторон предусмотрены соглашением между Горьковской железной дорогой, АО «ВВППК», администрацией города Шахунья и МУП «Шахунское ПАП», подписанным в мае этого года.

Представленные примеры – это ощутимые достигнутые результаты по вопросам взаимодействия компании с региональными органами власти лишь в части совместной проектной деятельности.

Уверен, что этот накопленный опыт может также быть успешно реализован на сети железных дорог ОАО «РЖД» и станет ещё одной отправной точкой для выработки новых эффективных форм сотрудничества между железнодорожной отраслью и государством.


Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31