06 июня 2020 20:22

Газотурбовозы делятся топливом

Новый способ заправки экономичен и экологичен

Проект нового способа заправки газотурбовозов, разработанный в эксплуатационном локомотивном депо Егоршино Свердловской дирекции тяги, даёт экономию почти 2 млн руб. в год.
В депо эксплуатируются два магистральных газотурбовоза ГТ1h-001, ГТ1h-002 и маневровый тепловоз ТЭМ19-001, работающие на сжиженном природном газе (СПГ). При внеплановом ремонте и в период простоя, когда локомотивы отставляются, в блоке криогенной ёмкости (БКЕ) газотурбовозов, где находится СПГ, происходит повышение давления сжиженного природного газа приблизительно на 0,5 атмосферы в сутки.

Рабочее давление в БКЕ должно быть 4,5 атмосферы. Нельзя превышать критическое значение давления в 6 атмосфер.

Прогревальщик газомоторных локомотивов обязан следить за давлением в ёмкости и при необходимости производить сброс избыточного давления газа, чтобы предотвратить срабатывание предохранительных клапанов. Природный газ при избыточном давлении сбрасывается в атмосферу, что категорически запрещено нормативными документами. Помимо всего это приводит к потерям дорогостоящего продукта. Стоимость одного килограмма СПГ, согласно договору на поставку в 2019 году (получает его депо с пункта Канюсята), составляет 21 499,99 руб. за тонну. При темпе повышения давления 0,5 атмосферы потери природного газа каждые трое суток составляют до 0,5 тонны.

Чтобы избежать потерь СПГ при отстое газомоторных локомотивов, в депо Егоршино разработали технологию по заправке локомотивов, работающих на СПГ, из бортовых криогенных ёмкостей систем газоподготовки методом передавливания. При этом происходит понижение давления в БКЕ и отсутствует необходимость сброса СПГ в атмосферу.

Бывает такая ситуация, когда магистральные газотурбовозы стоят, а потому, чтобы избежать переизбытка давления и не стравливать газ в атмосферу, его и перекачивают в маневровый. Бывает, что и маневровый стоит – тогда газ из него перекачивают в магистральный. Бывает, что СПГ перекачивают из ГТ1h-001 в ГТ1h-002. Давление повышается в БКЕ любого неработающего локомотива.

Для применения этого способа заправки в эксплуатационном локомотивном депо Егоршино разработан и утверждён регламент проведения заправки методом передавливания, изготовлен оригинальный фланец. С начала года уже успешно проведены четыре заправки ТЭМ19-001 новым способом. Теперь природный газ в атмосферу не стравливается.

Кроме того, такая заправка позволяет в период длительного простоя магистральных газотурбовозов не привлекать для заправки маневрового тепловоза криогенные транспортные ёмкости, принадлежащие ООО «Газпром газомоторное топливо», и нести дополнительные расходы на оплату данных услуг. Эффект от реализации проекта заправки новым способом составил 1,9 млн руб.

Евгения Мусихина,
соб. корр. «Гудка»
Екатеринбург

 


Оставить комментарий
Павел 23.07.2019 09:44:28
"Стоимость одного килограмма СПГ составляет 21 499,99 руб. за тонну". Так за килограмм или за тонну?
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31