27 февраля 2020 11:24

Багаж до востребования

На что может рассчитывать пассажир, которому не вернули вещи

В московском аэропорту Шереметьево им. А.С. Пушкина второй месяц происходят сбои с обработкой багажа. По словам главы Минтранса Евгения Дитриха, там до сих пор не обработано больше тонны багажа пассажиров. Тысячи пассажиров не получили вовремя свои чемоданы. С подобной ситуацией может столкнуться каждый путешествующий. Кто виноват и что делать в случае просрочки выдачи багажа, его потери или повреждения, выяснил «Гудок».
Ответственность за перевозку багажа пассажиров и его сохранность несёт перевозчик, это регулируется ст. 796 Гражданского кодекса РФ. Как пояснил «Гудку» Московско-Смоленский транспортный прокурор Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Алексей Легезин, багажная квитанция является подтверждением факта заключения договора на перевозку. Если авиапассажир по прилёте в аэропорт не обнаружил свой багаж на ленте выдачи, он может подать письменное заявление о неполучении багажа на специальной стойке с надписью Lost&Found.

Авиакомпании, услугами которой он воспользовался, даётся 21 день на то, чтобы найти потерянный багаж. Три недели на поиск предусмотрены приказом Минтранса № 82 «Об утверждении федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей». В этом же документе сказано, что если компания разыщет вещи в срок, она обязана за свой счёт доставить вещи владельцу по указанному им адресу.
«Если человек прилетел в город, например, в служебную командировку и обнаружил, что багажа нет, он может обратиться в свою авиакомпанию за компенсацией расходов на покупку товаров первой необходимости (одежда, лекарства). Для этого нужно сохранять все чеки, при необходимости предоставить выписку банковской карты. Обычно авиакомпании идут навстречу клиентам, попавшим в такую ситуацию», – отмечает юрист, управляющий партнёр Некоммерческой организации по защите прав авиапассажиров Андрей Лухин.

Но если багаж не найден по истечении трёх недель, он признаётся утерянным. В подобных случаях пассажир имеет право получить от авиакомпании денежную компенсацию, размер которой установлен ст. 119 Воздушного кодекса РФ.

Так, за потерю багажа, принятого к перевозке в России без объявления его стоимости, выплачивается 600 руб. за каждый килограмм веса. Если багаж был оценён, пассажиру должны вернуть его полную стоимость.

Размер возмещения за пропажу вещей на международных рейсах регламентируется Монреальской конвенцией, к которой Россия присоединилась в августе 2017 года. Размер компенсации также зависит от веса багажа. «Максимальная сумма компенсации в переводе на рубли на сегодняшний день составляет около 87 тыс. руб.», – пояснил Андрей Лухин.

Аналогичные размеры выплат установлены и за повреждение багажа.

Срок подачи пассажиром претензии на внутренних рейсах составляет 6 месяцев с момента прилёта без багажа, на международных – 18. Перевозчик обязан принять решение о выплате компенсации в течение 30 дней. «Если вам отказали или просто проигнорировали, следует обратиться в суд», – советует Андрей Лухин.

В поездах за сохранность ручной клади (не более 36 кг во всех вагонах, кроме двухместных СВ, где можно 50 кг) отвечает сам пассажир. Согласно ст. 108 Устава железнодорожного транспорта РФ, в случае просрочки доставки личных вещей (например, мебели, автомобиля) в багажном вагоне перевозчик должен заплатить клиенту пеню в размере 3% платы за транспортировку багажа за каждые сутки опоздания. При этом пеня начнёт «капать» после 24-часового опоздания. На железнодорожном транспорте груз считается утраченным по истечении 10 суток с предполагаемой даты доставки. В этом случае пассажиру должны быть возмещены как полная стоимость пропажи, так и расходы на перевозку груза.

Если в поезде или на вокзале багаж был повреждён, перевозчик обязан возместить ущерб в размере его стоимости, если она была объявлена пассажиром при оформлении груза. «Если стоимость груза не была объявлена, то проводится разбирательство для оценки его примерной стоимости», – добавляет Алексей Легезин. По его словам, в последние годы не было зафиксировано проблем с доставкой багажа на сети РЖД.

Неприятности могут случиться и у путешествующих автомобильным транспортом. Если груз потерян в пути или повреждён, человек вправе предъявить перевозчику претензию и потребовать выплаты возмещения ущерба.

Виталий Маслюк



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31