22 августа 2019 18:21

Станция над облаками

БАМом заболела ещё в школе. Я росла в Чите в семье железнодорожников, и поэтому любые новости стройки активно обсуждались. Тогда я жалела, что поздно родилась и не успею принять участие в этом грандиозном событии.

В 1987 году, когда я училась на четвёртом курсе Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта, нам предложили выбрать место для практики. Я сразу остановилась на Северобайкальской дистанции электроснабжения.

Практика проходила на тяговой подстанции Даван на перевале Байкальского хребта, рядом с семикилометровым тоннелем. Я писала диплом по важной на тот момент проблеме внешнего электроснабжения тяговых подстанций БАМа – снижение реактивной мощности в сверхудалённой ЛЭП-220 кВ. Работу над темой предполагалось продолжить в аспирантуре МИИТа, но в это же время мне предложили вакансию на Даване. Выбор был непростой, но я отдала предпочтение живой работе.

Населённых пунктов рядом не было, на работу ехали на «окурке» – так мы звали рабочий поезд с одним плацкартным вагоном. Высота перевала – 990 м, снег лежал на подстанции всегда. Зимой его наметало по 3–5 м, распределительные устройства обходили на охотничьих лыжах.

Новое оборудование периодически выходило из строя. Приходилось по приборам отслеживать нагрузки и продвижение по перевалу каждого поезда, чтобы не допустить остановки на подъёме. Если что-то отключалось – искали причину. Добирались порой ползком, откапывали лопаткой шкафы управления.

Никогда не забуду, как однажды ночью мне сообщили, что в сторону подстанции пошёл медведь-шатун. Страшно! Я залезла на козырёк над входной дверью. К счастью, выходить на открытую часть подстанции в ту ночь было не нужно, и я просидела на крыше до утра.

Самое главное на БАМе – люди, многонациональная и дружная команда, объединённая общей идеей. На подстанции я познакомилась с будущим мужем Виктором, который был опытным специалистом и очень помогал мне в профессиональном плане.

Коллектив – одна семья, все трудности и радости – вместе. Вместе выкручивались, когда из-за непогоды не прилетал самолёт из Улан-Удэ с молоком для наших детей. Делились идеями рецептов из сушёных картошки, лука и других овощей. В 90-е вместе окунулись в подсобные хозяйства. Начальник дистанции привёз стройматериалы, а профком с Большой земли – цыплят, и мы рядом с подстанцией построили курятники и теплицы.

Карьера на БАМе складывалась удачно, но в конце 90-х магистраль стали называть дорогой в никуда, начались массовые сокращения. Многие работники переехали на Северную дорогу, где на Архангельском полигоне шла электрификация. В 1998 году такое приглашение получили и мы.

Что для меня Даван? Это красота природы и вкусный горный воздух, который я, любуясь неповторимой красотой, вдыхала при утренних обходах подстанции. Вокруг – снежные макушки гор, а внизу – облака. Белая и пушистая бесконечность. Вид как из самолёта, но чувства совсем другие, их не передать словами и не забыть.

Я благодарна судьбе за БАМ.

Ольга Хуголь,
начальник технического
отдела Северной дирекции
по энергообеспечению



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Выбор редакции

Летний призыв