30 ноября 2020 04:49

Участник знаковых событий

Алексей Мамаев, почётный ветеран Московской железной дороги, бывший председатель профкома локомотивного депо Москва-Сортировочная

С Московской железной дорогой связана почти вся моя трудовая жизнь.

Порог проходной депо Москва-Сортировочная-Рязанская я впервые перешагнул в 1953 году, когда столичной магистрали в её нынешнем значении ещё не было. Начинал с кочегара паровоза и за 12 лет дорос до машиниста электровоза первого класса. В 1965 году был избран председателем профкома депо и занимался этим беспокойным делом вплоть до 1986-го, когда ушёл на пенсию.

В 1959 году, когда приняли решение об укрупнении ряда существовавших тогда железных дорог центральной части страны, я его приветствовал. Расширялись полигоны, увеличивались возможности по техническому перевооружению, улучшалось транспортное обслуживание Центральной России. Это не могло не радовать. Насколько я помню, уже в 1959 году в нашем депо был запущен первый колёсофрезерный станок КЖ-20 для обточки бандажей без выкатки колёсных пар из-под локомотивов. Это позволило сократить время ремонта, снизить трудоёмкость работ. Вслед за нами такое же оборудование появилось в других депо дороги. В первые же годы существования современной дороги началась реконструкция нашего депо.

Именно с появлением столичной магистрали в её нынешних границах связана активная электрификация железнодорожных путей. Что это означало для нас? То, что машинисты в этот период стали активно переходить с тепловозной и даже паровозной тяги на электрическую.

Благодаря тому, что я трудился на Московской железной дороге, я оказался причастным ко многим событиям, ставшим знаковыми для всей страны. Именно в нашем депо зародилось движение за коммунистическое отношение к труду. Это был порыв людей, желавших идти в ногу со временем. Развитие и техническое перевооружение железной дороги требовало новых подходов к организации производственной деятельности, добротных технических знаний, более высокого общеобразовательного и культурного уровня. И те, кто были первыми, – Александр Лебедев, Иван Замятин, Николай Белов, Владимир Минаков, Борис Брыков, бригадир Геннадий Гудков, мастер Владимир Станилевич, – выступали с совершенно правильными идеями, которые сами же и реализовали. Многие из молодых деповчан пошли тогда учиться, окончили техникумы и институты. Они стали специалистами уже другого уровня, нежели те, чья трудовая биография начиналась десятилетиями раньше.

Годы работы на Московской дороге наполнены у меня и работой по социальному развитию предприятия. Находясь в гуще коллектива, я хорошо понимал, что полноценной отдачи от труженика можно ожидать только тогда, когда он ощущает заботу о себе. Одним из основных вопросов, который мне пришлось решать после перехода на профсоюзную работу, стал жилищный. А отдых работников и членов их семей, спортивная жизнь, организация культурного досуга? Все вопросы решали совместно с администрацией. Более того, ни один начальник депо, которых на моей памяти было четыре, не обходил профсоюз при решении проблем, касающихся жизни и быта рабочих.

В настоящий момент дорога в очередной раз совершает технический и технологический рывок. Не сокращаются, а кое-где даже расширяются социальные гарантии тружеников. Есть поддержка ветеранов, действуют программы, адресованные молодёжи. Я рад, что лучшие традиции столичной магистрали сохранились.

Фото из архива Веры Чубаровой

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31