08 апреля 2020 15:01

Чистый путь

В ОАО «РЖД» намерены отойти от использования традиционных баков-накопителей для туалетных кабин в пассажирских вагонах. Компания рассматривает три варианта очистки стоков до состояния, которое не наносит ущерба окружающей среде при сливе на железнодорожное полотно.
Проблему туалетных кабин в пассажирском подвижном составе, из которых стоки выбрасываются прямо на балластную призму, загрязняя её, в ОАО «РЖД» начали решать в начале 2000-х годов. Сегодня в парке АО «Федеральная пассажирская компания» 10 960 вагонов с экологически чистыми туалетными кабинами (ЭЧТК), что составляет 62,1% от общего числа. Это позволяет сформировать 426 полноценных составов, которые курсируют на наиболее массовых направлениях, где особенно велика санитарная нагрузка на железнодорожное полотно. Однако на ряде маршрутов продолжают работать так называемые гравитационные туалеты. Сегодня в компании есть программа, которая рассчитана на оснащение всех вагонов экологическими туалетами до 2025 года.

Как сообщил заместитель генерального директора по технологиям обслуживания и ремонта подвижного состава проектно-конструкторско-технологического бюро пассажирского комплекса ОАО «РЖД» Михаил Соколовский на совместном совещании Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» с производителями подвижного состава – членами НП «ОПЖТ», в традиционной экологической туалетной кабине сегодня используется бак-накопитель, который требует периодического опорожнения стационарными вакуумными устройствами на станциях или мобильными на специальных автомобилях примерно раз в два-три дня. Это большая работа. К примеру, в 2018 году было откачано 1,233 млн куб. м (в 2017 году – 1 млн куб. м), и этот объём из-за увеличения количества вагонов с ЭЧТК будет расти. Стоки затем передаются коммунальным организациям для утилизации.

Возрастающая нагрузка требует дорогостоящего строительства стационарных откачивающих сооружений на крупных станциях. А они в своё время проектировались без учёта такой потребности, и в большинстве случаев (особенно в крупных городах) там уже нет свободных площадок для новых сооружений.

Не везде есть и возможность подвести к стоящему пассажирскому поезду спецавтомобиль. Кроме того, такой вид очистки требует дополнительного времени для стоянки пассажирских составов.
«Гораздо лучше и выгоднее для компании будет очищать стоки до такого уровня, который позволял бы сбрасывать их в окружающую среду, – отметил Михаил Соколовский. – Сегодня в компании с помощью трёх сторонних организаций разрабатывается три системы устройств с альтернативными принципами утилизации отходов».

Первая – это туалетная система с биореактором. Принцип действия заключается в том, что в устройстве отделяются твёрдые и жидкие фракции, твёрдые биологически обрабатываются и разлагаются. Далее жидкая часть термически обрабатывается в накопителе и сбрасывается на путь.

Вторая система – это очистка. С помощью мембраны фракции разделяются, обрабатываются ультрафиолетом и проходят через систему фильтров наружу.

Третья – туалетная система с измельчением и пастерилизацией. Фракции обрабатываются очень высокой температурой, затем охлаждаются и сбрасываются на поверхность.

ОАО «РЖД» с помощью испытаний из этих трёх разработок предстоит выбрать наиболее надёжный и дешёвый способ в российских климатических условиях.

Однако, как пояснил Михаил Соколовский, для внедрения таких систем придётся изменить и федеральное законодательство. Сами стоки будут гарантированно соответствовать требованиям СанПиНа по сбросу на водосборную площадь, однако сегодня законодательство разрешает сбрасывать такие воды лишь в согласованных с санитарными службами местах – в канализации, водоёмы. Предстоит внести поправки в СанПиН о возможности сброса очищенных стоков на железнодорожные пути.

Сергей Плетнёв



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31