30 ноября 2020 05:26

Экспортёры зерна увеличивают собственный парк

Российский поставщик зерна – торговый дом «РИФ» (ТД «РИФ») – приобретёт у ПАО «Научно-производственная корпорация «Объединённая вагонная компания» (НПК «ОВК») 700 вагонов-хопперов модели 19-9549 с повышенной осевой нагрузкой до 25 тс. В минувший четверг зерновая компания заключила четырёхлетний договор лизинга с АО «Сбербанк Лизинг» на сумму 3,8 млрд руб.
По словам директора ТД «РИФ» Марины Турянской, решение о покупке зерновозов связано с уменьшением затрат компании на уплату тарифа ОАО «РЖД», ставки собственнику вагона и увеличением объёмов перевозок. Новый инновационный вагон имеет большую погрузочную вместимость в отличие от обычного зерновоза.

Модель зерновозов 19-9549 обладает повышенной грузоподъёмностью (76 тонн) благодаря увеличенному кузову объёмом 120 куб. м и осевой нагрузкой 25 тс. Таким образом, в вагон можно загрузить на 6 тонн зерна больше, чем в типовой. Так, при использовании хопперов для перевозки 50 тыс. тонн зерна нужно отправить примерно на целый состав вагонов меньше за счёт повышенной грузоподъёмности новой модели.
«Авансовые платежи лизингополучателя невелики. Это позволяет приобретать дорогостоящие основные средства – подвижной состав – без значительного отвлечения оборотных средств. Также в настоящее время лизинговые компании могут предложить лизинг на условиях, когда суточный размер платежа не превышает суточную арендную ставку», – сообщила Марина Турянская.

В конце июня 2019 года железнодорожный оператор «ТехноТранс» тоже заключил договор с компанией «Газпромбанк Лизинг» на покупку 250 зерновозов. До конца года компания рассчитывает увеличить собственный парк до 4,5 тыс. вагонов-хопперов. Как сказал «Гудку» генеральный директор компании «ТехноТранс» Виктор Чуйкин, решение о покупке подвижного состава связано с ненадлежащим качеством эксплуатирующихся хопперов на сети. «Мы считаем, что нужно пополнять парк, поскольку около 15 тыс. зерновозов на всей железнодорожной сети в ближайшее время подлежат списанию по срокам эксплуатации», – отметил топ-менеджер.

Как рассказал президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский, желание экспортёров покупать подвижной состав связано не только с высокой арендной ставкой, но и со скоростью транспортировки грузов.
«Свой подвижной состав можно контролировать с точки зрения движения в пути, организовывать их подачу, уборку по собственному распоряжению. Арендованный парк-экспортёр не может оперативно контролировать, из-за этого иногда происходит простой вагонов. Например, для того же ТД «РИФ» как экспортёра это критично. Если вагон застрянет где-то на подъезде к порту, а судно уже подошло и будет стоять, это повлечёт за собой финансовые издержки», – объясняет эксперт.

Арендная ставка на вагоны-хопперы зависит от направления и расстояния. По оценке президента РЗС, в целом российские экспортёры возят груз дороже, чем конкуренты из других стран.
«Для того чтобы подать вагон, необходимо вызывать маневровый тепловоз, поставить под погрузку, отправить локомотив обратно. Это стоит денег. Мы посчитали наши затраты с точки зрения сопоставления тонно-километров (ткм). В результате получили данные, что ткм провоза по железной дороге стоит примерно 1,67 руб. Например, в Европе эта цена по средней ставке составляет 1,38 руб., в Америке – 1,27 руб., а в Австралии – 1,18 руб. Исходя из этого получается, что в нашей стране средняя ставка самая дорогая с учётом того, что и расстояния между пунктами больше», – говорит Аркадий Злочевский.

Основная отгрузка зерновой продукции производится из дальних российских регионов, которые расположены далеко от портов, например Поволжья, Урала, Сибири. Из этих регионов большой объём грузов направлен на внутренний рынок потребления и в регионы, которые не являются зерновыми центрами (Санкт-Петербург, Великий Новгород, Псков). Эксперт отмечает, что довольно много зерновых культур из Центральной России грузится в порты. Одними из самых крупных экспортных направлений являются Египет, Турция, Иран, Бангладеш и Вьетнам.

Надежда Проскура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31