10 августа 2020 08:19

Велосипед вместо локомотива

Спорт помогает машинистам не скучать на заслуженном отдыхе

Выйдя на пенсию, нижегородские друзья-машинисты Сергей Кузин и Владимир Гуревич пересели из кабины локомотива за руль велосипеда и теперь путешествуют на двух колёсах.
В тёплые июньские дни их не найти и до них не дозвониться. Кузин и Гуревич уезжают из Нижнего Новгорода на самых ранних поездах. Во-первых, чтобы побольше увидеть. Во-вторых, Сергей Кузин прекрасно знает, в каких поездах будет меньше пассажиров: он больше 30 лет водил электрички, и не в его правилах мешать людям, путешествуя с велосипедом. Ну а добраться на своих колёсах до вокзала в пять утра – не проблема.

Сергей Кузин и Владимир Гуревич познакомились 1 сентября 1978 года в коридоре Горьковского техникума железнодорожного транспорта. Вместе учились, оба занимались спортом. Сергей больше ценил лыжи, Владимир с удовольствием играл в баскетбол и волейбол. С занятий часто ездили вместе – жили в одном районе.

После учёбы жизнь складывалась, как у большинства выпускников: отслужили, женились, растили детей, работали. Сергей – в моторвагонном депо Горький-Московский, водил поезда по самым сложным и длинным маршрутам. Владимир управлял электровозами в локомотивном депо Горький-Сортировочный, потом тепловозами на подъездных путях крупного завода, затем стал на предприятии начальником депо.

С годами оба машиниста пристрастились к велосипеду. Владимир по выходным ездил с друзьями по окрестностям Нижнего. Велосипедисты называют такой отдых «МВД» – маршрут выходного дня. Сергей стал ездить на работу на велосипеде «Спорт», сохранившемся ещё с советских времён. Путь неблизкий – полтора десятка километров, но ездить самому оказалось куда приятнее, чем в переполненной маршрутке.
«Велосипед даёт сбалансированную кардионагрузку, поэтому на предрейсовых медицинских осмотрах после таких поездок все параметры у меня были в норме, – вспоминает Сергей Кузин. – На ежегодной медкомиссии было просто забавно: прикрепляют датчики и сажают на велотренажёр крутить педали. Все обычно волнуются на этом тесте, а для меня всё привычно. А для машиниста не пройти медкомиссию значит потерять профессию, учиться с нуля чему-то новому».

Весной прошлого года Владимиру и Сергею исполнилось по 55 лет. Обдумав вопрос, что делать дальше, друзья решили закончить трудовую деятельность. «Не хочется дожить на работе до момента, когда за спиной скажут: уже не соображает ничего, а всё денег ему мало, работает, – объясняет Гуревич. – Жизнь как дистанция: есть старт, есть финиш и есть этапы пути. Один закончился – начинается другой. Мы всегда работали за белую зарплату, которая немного выше средней по региону. Так что и пенсия тоже немного выше средней. Не золотые горы, но жить можно, если, конечно, эту пенсию не относить в аптеку. Работа на железной дороге требовала полной самоотдачи, но мы всегда старались следить за здоровьем. Так что основные медицинские показатели ещё в норме. Живём мы очень экономно. Идти в вахтёры не хочется. Мы оба железнодорожники, уважаем нашу профессию и не станем её менять ни на что».

Жить скучно – это преступление перед природой, уверены друзья-машинисты. С выходом на пенсию у них появилось время для чтения книг, которые откладывались до лучших времён. Два-три раза в неделю Кузин и Гуревич занимаются на тренажёрах в парке рядом с домом. Зимой – лыжи. Владимир Гуревич записывает воспоминания старых железнодорожников – для него это важное дело, участие в сохранении истории. Ещё он отличный фотограф, его снимки стали иллюстрациями к доброму десятку книг, которые изданы в Нижнем Новгороде. Ну и, конечно, скучать не дают велопутешествия.
«Познаём наши родные края. В обычной суете мы видели их слишком мало, а они удивительны, – говорит Гуревич. – Например, в Нижнем Новгороде мало кто знает о Дудином монастыре, который связан с именем Ивана Грозного. Он находится всего в полусотне километров от областного центра. Прошлое монастыря – это настоящий исторический детектив. Прикоснулись к древним стенам, умылись в целебных источниках. Такое не опишешь словами».

Молодым пенсионерам случается проезжать в день до 100–120 км. Это не так сложно, уверяют они, если есть привычка.

Сергей и Владимир добрались и до родины Валерия Чкалова – города Чкаловска, до музеев Красных Баков и Семёнова, куда прошлой осенью ездили на празднование двухсотлетия со дня рождения Павла Мельникова-Печерского.

Помимо достопримечательностей Сергей Кузин и Владимир Гуревич по-новому открыли для себя земляков. На пути им встречались доброжелательные и радушные люди. Это и работники провинциальных музеев, где рады любознательным посетителям. И коллеги-железнодорожники, с которыми всегда есть что обсудить. И жители нижегородских деревень – там принято, как раньше, со всеми здороваться, а ответишь на приветствие – вот разговор и завязался. К путешественникам подходят и дети сельчан, расспрашивают, как и откуда они едут, рассматривают и обсуждают велосипеды, а потом задумчиво оценивают: «Вот как надо!».

Николай Морохин,
соб. корр. «Гудка»
Нижний Новгород
Фото автора



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30