23 января 2022 18:54

Станция себе на уме

На станции Челябинск-Главный Южно-Уральской магистрали приступили к созданию искусственного интеллекта, способного самостоятельно управлять процессами сортировки.
Для подготовки к созданию системы поддержки принятия оперативных решений маневровым диспетчером на станции в мае работала специальная команда, в состав которой вошли руководители и маневровые диспетчеры станции, оперативные работники Южно-Уральской дирекции управления движением, тяги, инфраструктуры, специалисты Западно-Сибирской, Красноярской и Горьковской дорог, Проектно-конструкторского бюро локомотивного хозяйства ПКБ ЦТ.

Команду распределили на три группы, перед каждой из которых поставили свои специфические задачи.

Первая группа работала над описанием алгоритма принятия диспетчером решений. Вторая группа анализировала данные, основываясь на которых диспетчер принимает решения – от занятия путей и количества прибывающих поездов до наличия локомотивов и локомотивных бригад. Третья группа просчитывала алгоритм, по которому программа сможет оценивать эффективность принимаемых решений на основе финансовых результатов.
«На выходе мы получили детально описанный бизнес-процесс и проект функциональных требований на создание системы. Думаю, с такой степенью детализации это было сделано впервые», – говорит возглавивший эту работу первый заместитель начальника Департамента управления бизнес-блоком «Железнодорожные перевозки и инфраструктура» Дмитрий Вербов.

Полученные данные стали основой технического задания для разработчиков цифровых управляющих систем.
«Мы ставим цель создать прототип системы, призванной оказывать поддержку маневровому диспетчеру при принятии им решений, причём пока только по ряду направлений, и работающей на принципах машинного обучения, уже к концу этого года», – сообщил Дмитрий Вербов.

Следующим шагом станет обучение группы технологов и разработчиков программного обеспечения методологии agile, предполагающей движение по системе маленьких шагов с оценкой результатов каждого и возможностью корректировки предпринятых действий, для выполнения созданного технического задания. Уникальность задачи заставляет искать и нестандартные подходы к её решению. По мнению Дмитрия Вербова, традиционный проектный подход, предполагающий планомерное движение к цели, в данном случае не применим.

Самая крупная на ЮУЖД станция стала пилотным полигоном для отработки цифровых технологий управления в прошлом году. На двух сортировочных горках внедрены системы автоматизации и технология параллельного роспуска,позволяющие работать одновременно с двумя грузовыми составами.

Маневровая автоматическая локомотивная сигнализация управляет локомотивом по радиоканалу.

Контроль за выполнением ряда технологических операций, таких, например, как надвиг состава на горку, окончание роспуска, передвижение маневрового локомотива в парке, после запуска дежурным по станции специальной программы проходит в автоматическом режиме.

Заместитель начальника Южно-Уральской дороги по Челябинскому территориальному управлению Дмитрий Горбунов рассказал, что на 2019–2020 годы запланировано внедрение беспроводной связи, способной обеспечить более надёжную и быструю передачу данных между системами управления и управляемыми в автоматическом режиме машинами и механизмами. В 2020 году планируется внедрить интегрированные в единую систему управления посты автоматизированного приёма и диагностики подвижного состава.
«Сегодня для «умной» станции этого уже недостаточно, – говорит Дмитрий Вербов. – Надо выходить на автоматизацию процессов, которые всегда считались экспертными, то есть могли выполняться только человеком. Технологический тренд, который способен привести к прорыву в этом направлении, – это искусственный интеллект».

Евгения Мусихина

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30