07 декабря 2019 02:35

Военная тайна экспонатов

Владимир Одинцов, директор Музея железных дорог России

– Владимир Алексеевич, завтра исполняется 78 лет со дня начала Великой Отечественной войны. Железнодорожники внесли немалый вклад в Победу. Сегодня железнодорожная военная техника заняла своё место на постаментах. Какие наиболее интересные её образцы представлены в вашем музее?
– В музее хранятся подлинные экспонаты, освещающие историю железнодорожного транспорта в России с начала его создания. Также в экспозиции около десятка натурных экспонатов, имеющих непосредственное отношение к суровому и героическому периоду нашей истории – Великой Отечественной войне. Каждый из них по-своему уникален, имеет свою историю, и поэтому трудно выделить какой-то особенно.
Вот, например, легендарная «овечка» – паровоз Ов6640. Паровоз, находящийся в экспозиции нашего музея, был построен в 1902 году на Путиловском заводе. «Овечка» могла работать на любом топливе, в том числе на дровах. А ещё этот лёгкий грузовой паровоз удобно было использовать на только что восстановленных прифронтовых участках – в военные годы это было особенно актуально. Наша «овечка» снималась во многих фильмах прибалтийских киностудий, а во время Великой Отечественной войны возглавляла бронепоезда.
Можно упомянуть также паровоз ЭР750-04, собранный на Коломенском машиностроительном заводе в военное время.
Всегда вызывает живой интерес у посетителей железнодорожная артиллерийская установка ТМ-3-12. Эта система с орудиями калибра 305 мм использовалась во время Второй мировой войны в 1939–1940 годах и в Великую Отечественную в 1941-м. Также интересны две зенитные бронеплощадки, предназначенные для отражения налётов вражеской авиации. Такой подвижной состав оборудовали автоматическими пушками калибра 25 и 37 мм.
Если же говорить о военной технике в целом, безусловно, внимание всех посетителей привлекает боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) 15П961 «Молодец» – первый ракетный комплекс на железнодорожном ходу, ставший легендой холодной войны и являющийся одним из символов ядерной мощи СССР. Это грозное оружие было снято с боевого дежурства в 2005 году.
Таких образцов техники сохранилось в России очень немного. К примеру, четырёхосная зенитная бронеплощадка времён Великой Отечественной войны – единственная в своём роде, а комплексов БЖРК сохранилось всего два. Хотелось бы подчеркнуть, что речь идёт о подлинных образцах техники, а не о современных репликах, изготовленных в последние годы для некоторых музеев.

– Как в экспозициях отражено участие железнодорожников в Великой Отечественной войне?
– Самоотверженному труду железнодорожников, внёсших неоценимый вклад в дело победы, посвящён отдельный раздел, в котором представлены образцы подвижного состава – паровозы Эр 750-04, Еа, ТЭ, пассажирские и грузовые вагоны, использовавшиеся в те суровые годы. Сейчас в новом здании музейного комплекса проходит выставка фотографий из фондов музея, посвящённая железнодорожникам в годы войны.
Сотрудники просветительского отдела разработали тематическую экскурсию о вкладе железнодорожников в дело Великой Победы. Железные дороги имели стратегическое значение: за годы войны перевезено гигантское количество вагонов с войсками и продовольствием. Железнодорожная линия Шлиссельбург – Поляны спасла блокадный Ленинград. Многие исследователи считают, что и войну мы выиграли в значительной степени благодаря железным дорогам, как важной составляющей экономики и коммуникаций. От бесперебойной работы железнодорожников зависел часто и исход военных сражений. И конечно, победа в войне по праву принадлежит всему советскому народу.

– У Санкт-Петербурга особая история, хотя бы в силу существования дороги Победы. Как в музее отражена её история и участие железнодорожников в снятии блокады города?
– Разумеется, подвигу строителей и работников дороги Победы уделяется особое место в нашем музее. Уникальная магистраль, построенная всего за 17 дней в тяжелейших условиях, внесла значительный вклад в дело полного освобождения Ленинграда. Этой теме посвящена часть нашей экспозиции, ей обязательно уделяется внимание во время экскурсий. Интерес и сочувствие посетителей вызывает рассказ о «живых светофорах» – девушках-сигналистах, работавших на трассе. Помогают лучше прочувствовать эту эпоху подлинные вещи тех лет и средства мультимедиа.

– Привлекает ли музей к созданию своих экспозиций, к экскурсиям ветеранов-железнодорожников?
– В музее сложилась добрая традиция встречи ветеранов-железнодорожников – участников Великой Отечественной войны с подрастающим поколением в знаменательные даты – День прибытия первого поезда (7 февраля), День снятия блокады (27 января) и День Победы (9 мая). На таких встречах подробно освещается тема участия железнодорожников и роль рельсового транспорта в годы войны.
Музей также активно привлекает ветеранов к работе по созданию экспозиций. Они передавали и передают личные вещи, делятся воспоминаниями, помогают составлять экскурсионные маршруты. Сейчас в ходе экскурсии «Коридор бессмертия» используются воспоминания «живого светофора» Тамары Сергеевны Тихоновой-Петриченко, жителя блокадного Ленинграда Людмилы Михайловны Соломиной, кондуктора 48-й колонны НКПС Марии Ивановны Яблонцевой, дежурного по станции Ладожское Озеро Петра Владимировича Степанова.

Беседовала Яна Позолотчикова



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Выбор редакции

Летний призыв