28 марта 2020 18:44

Большая дорога начинается с малой

Старейшая на сети детская железная дорога – Московская ДЖД в подмосковном Кратово – 26 мая начала свой 82-й эксплуатационный сезон. История малой магистрали показывает: здесь умеют двигаться вперёд, сохраняя лучшие традиции. Какие перемены ждут её воспитанников этим летом? И в чём секрет популярности такого рода железнодорожных объектов? На эти и другие вопросы попыталась найти ответ корреспондент «Московского железнодорожника».
Марина Козина, начальник Московской детской железной дороги
Альбина Файрузова в день открытия работала проводником
Лучшие учащиеся от каждой смены (слева направо): Данила Бочаров, Дмитрий Семененко, Даниил Щетин, Ольга Успенская
К отправлению состава готовы
– Марина Борисовна, в минувшее воскресенье для ваших воспитанников стартовала летняя производственная практика. До этого дня ребята усердно занимались на магистрали в течение учебного года. С какими достижениями вы подошли к очередному эксплуатационному сезону? Есть ли поводы для гордости?
– Поводы для гордости у нас есть всегда. Из последних – второе место во Всероссийском конкурсе молодёжных проектов «Транспорт будущего», итоги которого подвели в РУТ 16 мая. Это достижение – результат командной работы наших воспитанников: Даниила Щетина, Германа Зиннатуллина, Нелли Никифоровой. Ребята готовили свой проект под руководством инструктора по железнодорожному моделированию МДЖД Олега Сергеева. Хочу отметить, что данное направление благодаря стараниям талантливого педагога пользуется большой популярностью у юных железнодорожников.
Наши дети, как вы знаете, принимают участие во множестве мероприятий уровня дороги и компании. Если продолжать тему конкурсов, то представительство ребят в различных транспортных состязаниях в последние годы стало заметно шире. И что важно, инициатива об участии часто исходит от самих детей. Они сами регистрируются на конкурсы, а инструкторы фиксируют этот факт. И это ещё раз подтверждает, что детям заниматься на МДЖД нравится, а профессия железнодорожника их привлекает.

– А в техническом оснащении есть обновления?
– Парк подвижного состава не изменился. На МДЖД 6 пассажирских вагонов, 2 тепловоза серии ТУ-2, 1 – серии ТУ-10. Локомотивы, вагоны и в целом вся инфраструктура перед началом летних перевозок прошли плановый ремонт. В связи с этим мне хочется выразить благодарность предприятиям-шефам: коллективу Московско-Рязанской дистанции пути, Перовской дистанции СЦБ, эксплуатационному вагонному депо Орехово-Зуево, ООО «ЖД Ретро-Сервис». Качественная подготовка магистрали – залог её бесперебойной работы. Нестандартные ситуации здесь неприятны ещё потому, что отнимают внимание инструкторского состава от детей.
Хочу также отметить, что дорога не остаётся в стороне от технического прогресса. Чтобы идти в ногу со временем, с этого года мы внедрили электронный способ записи на практику. В здании установлен терминал, и ребёнок по номеру своего удостоверения самостоятельно записывается на практику, выбирая удобные дни для её прохождения.

– Насколько я помню, график работы каждой из смен на МДЖД разбивается пропорционально на все летние месяцы, что даёт шанс всем юным железнодорожникам потрудиться на магистрали. Возможность электронной записи изменила как-то эту систему?
– Она её автоматизировала, сделала электронной и более упорядоченной. Но сам подход к системе организации летней практики не изменился: для всех смен, как вы и говорили, определены дни практики, которые приходятся на 3 летних месяца. Поэтому вероятность потрудиться на дороге хотя бы немного есть у каждого ребёнка. Только теперь дети фиксируют свои пожелания через терминал, а мы в свою очередь видим, как поток учащихся распределён по всем летним месяцам, конкретным дням, и это упрощает процесс организации того или иного рабочего дня.

– МДЖД – первая магистраль на сети, которая внедрила цифровую запись на производственную практику?
– Думаю, да. По крайней мере, о реализации таких идей от своих коллег я не слышала.

– А сколько смен организовано в этом году?
– Как и раньше, у нас организовано 4 смены под руководством инструкторов: Натальи Соколовой, Анастасии Дмитриевой, Татьяны Бардышевой, Аллы Титовой. Их работу курирует старший инструктор МДЖД Галина Куценко.

– Лето детям, как правило, запоминается не только производственной практикой, но и яркими мероприятиями на МДЖД. Что интересного планируется?
– В августе в рамках сотрудничества с детской железной дорогой Будапешта лучшие представители МДЖД по обмену опытом отправятся в столицу Венгрии. В июле ждём венгерскую делегацию у нас.
Это лето пройдёт под знаком 60-летия МЖД и дорпрофжела. В ближайшее время на совете юных железнодорожников мы внесём свои предложения и вместе с ребятами определим, в каких мероприятиях примем участие.

– То есть такие вопросы вы решаете вместе с детьми?
– Конечно. Общественная деятельность на дороге в первую очередь осуществляется, исходя из предпочтений самих курсантов. Их интересы представляет совет юных железнодорожников, в который входят старшеклассники.

– Для внешнего мира детская железная дорога – это интересный туристический объект, отчасти даже визитная карточка дороги большой. Но внутри отрасли вы решаете важную профориентационную задачу. Насколько успешно?
– Почти 70% наших выпускников после окончания школы выбирают для себя отраслевые вузы, техникумы и колледжы. Скажу больше, на магистрали даже шутят о том, что станция Раменское буквально оккупирована детской дорогой. Львиная доля нынешних работников предприятия – это наши бывшие ученики, которые трудятся на разных специальностях: дежурными по станции, дежурными по парку, составителями поездов и т. д. Особенно приятно, что, вырастая, учащиеся не забывают свою альма-матер. Приходят сюда в день открытия и закрытия сезона и просто в течение лета заглядывают семьями.

– А в чём ещё вы видите ценность детской дороги?
– Она позволяет детям раскрыться, не потерять своё «я». Это то, что порой в некоторых учебных заведениях подавляется. Да, к нам иногда приходят дети, у которых по тем или иным причинам не складываются отношения со сверстниками в школе, они как в коконе. Но со временем, выполняя ответственную и важную работу, ребята избавляются от ярлыков, приобретают единомышленников, самостоятельно принимают решения. Это преобразование очень важно для ребёнка, его родителей и, конечно, для нас.
Кроме того, на дороге дети получают важнейшие установки, без которых во взрослой жизни не обойтись. Работая на производстве, они с детства учатся нести ответственность за свои поступки, трудиться качественно, быть дисциплинированными. Знаете, ведь современные подростки хорошо знают свои права, умеют красиво о них рассказывать нам, взрослым. А вот с обязанностями дела обстоят хуже. Я сейчас, скорее, высказываю общее мнение современной общеобразовательной школы. Так вот, на детской железной дороге ребята хотят не только получать, но и отдавать. Это умение серьёзно отличает их от сверстников, которые здесь не занимаются.

– А что говорят о детской дороге сами пассажиры?
– Много отзывов о детской железной дороге можно прочесть в интернете. Больше всего людей, конечно, удивляет, что на таком серьёзном производстве трудятся дети. И выполняют свою работу со знанием дела. Юные железнодорожники, кстати, всегда с большим удовольствием рассказывают пассажирам, как устроена и работает малая магистраль. Посетители также общаются с инструкторами, а потом осенью приводят сюда своих детей на занятия.

– Марина Борисовна, в этом году исполнилось 30 лет, как вы возглавляете МДЖД. Можете вспомнить самый яркий день этого периода трудовой биографии?
– 4 июня 2005 года. Помню, в этот день я сильно плакала. Плакала одновременно от радости, усталости и переполнявших меня эмоций. Детская дорога торжественно открылась после реконструкции. Я чувствовала себя настолько причастной к этому событию, потому что сделала всё, что было в моих силах, чтобы возродить это предприятие. А сегодня я вижу, что профессия железнодорожника, очень популярная в советское время и потерявшая престиж в 90-е, становится всё более интересной для молодого поколения. Есть в этой динамике заслуга и малых магистралей страны.
Что касается моей трудовой биографии, то 30 лет пролетели, словно один день. Эта работа дарит мне чувство удовлетворения и делает меня счастливым человеком.

Беседовала Наталья Щевелева
Фото Галины Куценко



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31