26 февраля 2020 13:08

Судьба ревизора

Глеб Малашкевич сегодня отмечает 90-летний юбилей

Железная дорога стала делом жизни Глеба Викторовича Малашкевича. Он прошёл путь от помощника машиниста в депо Калинин (сейчас депо Тверь) до главного ревизора по безопасности движения Главного управления локомотивного хозяйства МПС, объехал все дороги и все депо, вошёл в историю стальных магистралей как один из разработчиков планов эффективной работы локомотивов и локомотивных бригад и отдельных разделов Правил технической эксплуатации. За свои трудовые заслуги удостоен знака «Почётному железнодорожнику», ордена «Знак Почёта» и ордена Трудового Красного Знамени. Сегодня Глебу Викторовичу исполняется 90 лет.
Любовь и уважение к отрасли – его семейное наследие. Мать, Вера Ивановна, учила детей в железнодорожной школе. Отец, Виктор Константинович, работал слесарем на Великолукском паровозовагоноремонтном заводе. Долгожданного сына он так и не увидел – ушёл из жизни 15 мая 1929 года, а спустя две недели, 30 мая, на свет появился маленький Глеб.

Детство и юность в городе Великие Луки были счастливым и беззаботным временем. А потом мир расколола война. Глебу на тот момент только-только исполнилось 16 лет. Он не любит говорить о том периоде своей жизни, хотя признаётся, что горькие воспоминания о каждом дне войны до сих пор живы в его памяти. Он помнит то тихое июньское утро, когда небо разрезали крылья фашистских бомбардировщиков, помнит долгие дни оккупации и голод, который утоляли крапивой и лебедой, помнит, как немцы, отступая, уводили с собой военнопленных – в их числе была и семья Глеба.
«До Германии нас не довезли, оставили у крестьян в Западной Белоруссии. Мы батрачили на новых хозяев с утра до ночи, я пас коров. Выдерживали не все, силы давала надежда на Победу. Я хорошо помню тот день. Маленький, красивый, зелёный городок Куренец, раннее утро... Рядом вдруг раздаются выстрелы. Стреляют в воздух. В чём дело? Победа!» – вспоминает Глеб Викторович.

Но обратно в Великие Луки семья так и не вернулась. Отчима назначили инструктором политотдела Хабаровского отделения Дальневосточной дороги – так Глеб вместе с родными оказался на другом конце страны. А затем судьба сделала крутой поворот. Отчим был человеком весёлым, шумным и компанейским, но времена были такие, когда любое слово могло привести к беде. Так и произошло. Не к месту рассказанный анекдот обернулся для отчима семью годами заключения.
«Пришли за ним ночью, увели, а следователь сказал нам: «Уезжайте отсюда, чтобы утром вас здесь уже не было, иначе станете врагами народа». И мы уехали в Калинин, сейчас Тверь. Там я и жил, пока меня не призвали в ряды Советской армии», – рассказывает Глеб Викторович.

В Одессе он окончил военное училище и, возможно, пошёл бы дальше по военной стезе, но началось знаменитое хрущёвское сокращение в войсках, и весь выпуск уволили в запас.
«Представьте, мне 24 года. Куда идти, что делать? И вот идём по улице в Одессе, смотрим – висит объявление о наборе в трёхгодичную школу машинистов паровозов, тогда учили именно три года. Вот так я и связал свою жизнь с железной дорогой. Мои родственники тоже были машинистами. Как говорится, от судьбы не уйдёшь», – говорит он.

Учился Глеб Викторович всегда охотно и с удовольствием. После окончания школы машинистов прошёл поездную практику в должности помощника машиниста в Бессарабии, а затем перешёл на постоянную работу в депо Калинин Октябрьской дороги. В этом городе обосновались мать и отчим, которого к этому времени реабилитировали, купили квартиру.

Депо Калинин стало дня него вторым домом, здесь он проработал 22 года. Трудился сначала помощником машиниста, потом машинистом водил паровозы серии Л. «Паровоз хороший, послушный, максимальная скорость у него была 70 км/ч», – с теплотой отзывается о своей машине Глеб Викторович.

Затем была работа машинистом-инструктором, заместителем начальника депо по эксплуатации, главным инженером депо и, наконец, начальником депо Калинин. К этому времени за его плечами была учёба в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта, где он заочно окончил два факультета: механический и факультет электрификации.

Под его руководством депо было полностью реконструировано, перестроилось с паровозной тяги на более прогрессивные – тепловозную и электрическую. В депо также проводился заводской ремонт паровозов серии Л. Глеб Викторович стоял за внедрением новых технологических процессов ремонта тепловозов и электровозов, занимался обучением инженерно-технических работников, локомотивных и ремонтных бригад.
«Главная задача, которая перед нами стояла, – повышение прибыли. Всё Московское отделение работало хорошо, и мы были там не из последних», – скромно замечает собеседник «Гудка».

За умелое проведение реконструкции депо Калинин приказом министра путей сообщения Глеб Викторович Малашкевич был награждён знаком «Почётному железнодорожнику» и получил два ордена – «Знак Почёта» и Трудового Красного Знамени.

Параллельно с основной работой Глеб Викторович активно занимался общественной деятельностью. Он дважды избирался депутатом Пролетарского районного совета города Калинина и три года был в составе районного комитета народного контроля. Коллектив депо активно помогал при строительстве Дворца пионеров, Театра кукол, городского музея, привокзальной гостиницы, жилищного комплекса.

В 1978 году Глеб Викторович переходит из родного депо в МПС. Становится сначала заместителем начальника отдела теплотехники и планирования топлива Главного управления локомотивного хозяйства, но почти сразу его назначают начальником отдела организации локомотивов и локомотивных бригад.
«Это была самая горячая точка. Моей главной задачей было обеспечить безопасность движения и подготовку бригад. На сети было 32 дороги, фиксировалось до 200 проездов запрещающих сигналов», – замечает он.

Задачей Малашкевича было разобрать каждое нарушение, понять, почему оно произошло, и сделать соответствующие выводы. Основная причина, по его словам, была в низкой квалификации кадрового состава. Поэтому нужно было обучать бригады, повышать качество машинистов-инструкторов на местах. «Если человек грамотный, знает все тонкости, расположение сигнала, знает, как управлять локомотивом, конечно, количество проездов снижается. Вот этим я и занимался», – рассказывает он.

Спустя четыре года Глеб Викторович стал начальником отдела локомотивных парков в МПС, но самая интересная работа, по его собственному признанию, началась, когда его в 1992 году назначили на должность главного ревизора по безопасности движения. Чуть что происходит на сети, какой-то сбой – у Глеба Викторовича раздаётся звонок.
«Бывало, ночью спишь – звонок: выезжай, там крушение. Берёшь сумку и едешь, летишь туда, – говорит он. – Я объездил за эти пять лет все дороги, все основные и второстепенные депо. Объехал весь Союз от Калининграда до Сахалина, от Мурманска до Ашхабада и Ташкента. Но больше всего было происшествий на среднеазиатских дорогах. Моя задача была не только узнать причины, но и выработать меры, чтобы происшествие не повторилось».

Менялись локомотивы, удлинялись плечи, менялся режим работы – все эти изменения требовали пересмотра распоряжений, инструкций и принятия новых. Глеб Викторович активно участвовал в этой работе: при нём создавались и реализовывались планы эффективной работы локомотивов и локомотивных бригад, вводились отдельные разделы Правил технической эксплуатации железных дорог, приказы и распоряжения по вопросам использования локомотивов. Он внёс неоценимый вклад в обеспечение безопасности движения тяжеловесных и длинносоставных поездов.

Всё время работы в МПС Глеб Викторович продолжал заниматься общественной работой, более десяти лет возглавлял партийную организацию Главного управления локомотивного хозяйства. И после ухода на пенсию он продолжил участвовать в жизни отрасли и ставшего родным локомотивного хозяйства. В течение 23 лет возглавлял ветеранскую организацию Департамента локомотивного хозяйства, и все знали, что он всегда открыт и готов оказать любую возможную помощь: нужны ли путёвка или лечение – со всеми этими вопросами шли к Глебу Викторовичу.

И всё это время рядом с ним его любимая жена Евгения. 2 сентября исполнится 59 лет, как они вместе. А как познакомились, Глеб Викторович помнит до сих пор: «Встретились мы в читальном зале. В то время я ещё работал машинистом в депо Калинин, учился заочно и всё свободное время проводил за книгами. Заметил, что напротив меня появилась девушка, она готовилась поступать в институт. Слово за слово – мы и познакомились. Оказалось, что она работала в депо лаборантом. С тех пор мы неразлучны, такая судьба – одна на двоих», – говорит Глеб Викторович.

Мария Абдримова



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31