21 февраля 2020 15:44

С рельсов снимут напряжение

Алексей Кириллов, заведующий сектором инновационных программ Института прикладной физики Российской академии наук (ИПФ РАН)

– Алексей Геннадьевич, ваш институт совместно с компанией «Росэлектроника» разрабатывает прибор по контролю степени напряжённого состояния рельсов. Для чего он нужен?
– При нагревании внутренняя кристаллическая решётка рельса расширяется, при сжатии – уменьшается. Рельс закреплён на шпалах и с увеличением температуры внутреннее напряжение рельса увеличивается. Из-за этого рельс может деформироваться. Нам необходимо такую ситуацию предупредить, обнаружить этот участок, померить коэффициенты напряжения и сообщить информацию обученному персоналу, который подкрутит гайки на фиксирующих элементах к шпалам, и рельс осядет.
Мы прикладываем наш ультразвуковой прибор к рельсу через контактную жидкость, например воду, спирт или масло.
Внутреннее напряжение рельса измеряется в мегапаскалях. Наш прибор может не показывать максимально точных значений, но даёт три цвета: красный, жёлтый и зелёный – в зависимости от степени опасности. Сейчас средств, которые контролировали бы такие изменения, нет. Мы проводим лабораторные эксперименты, а завершение проекта и презентация опытного образца назначены на конец 2019 года.
Идея заключается в том, что скорость звука зависит от температуры окружающей среды и от того, насколько эта скорость звука изменилась в различных объектах. Таким образом, мы можем судить, насколько он нагрелся или остыл. В отличие от термопары, измеряющей только температуру рельса, наш прибор выявляет степень напряжения рельса.

– В чём отличие вашей разработки от стандартного дефектоскопа, широко используемого на железных дорогах?
– Отличие от обычного дефектоскопа заключается в том, что наш прибор проводит проверку по поверхности головки рельса. Это наиболее чувствительная зона, которая определяет возможность детектирования пограничного состояния перед разными напряжёнными скачками. Дефектоскоп же сканирует всё сечение рельса от головки до подошвы. Мы не определяем дефекты внутри рельса, а устанавливаем его состояние и не лезем в глубину. Новое устройство является портативным в отличии от дефектоскопа. Также информация с нашего прибора предоставляется оперативнее, поскольку достаточно посмотреть на цвет сигнала.

– Какова стоимость устройства и есть ли уже заказы от железнодорожных компаний?
– Мы обсуждали вопрос стоимости с департаментами Горьковской железной дороги и оценили прибор, который уже можно использовать, в диапазоне от 1,5 до 2 млн руб. По нашим данным, Горьковской железной дороге потребуется порядка 200 таких приборов в портативной форме на все свои дистанции. У нас есть рамочное соглашение с НПО «Полёт», которое в разработке проекта выступает в качестве индустриального партнёра. Специалисты «Полёта» проводят лабораторные, термические, а также электромагнитные испытания нашего прибора. После их завершения и получения документов мы передадим всю документацию по этому соглашению для производства на НПО «Полёт», которое будет выпускать нашу продукцию в плане своей конверсионной программы.

Беседовала
Надежда Проскура

 


Оставить комментарий
Вячеслав 01.09.2019 22:00:37
Перезвоните мне пожалуйста  8 (812) 389-60-30  Вячеслав.
Алексей 04.09.2019 12:30:50
Перезвоните мне пожалуйста  8 (812) 200-42-68 Алексей.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31