20 сентября 2019 21:03

Машинист-тяжеловес Виктор Соколов

В 1970-х годах инициатором вождения длинносоставных и тяжёловесных поездов на Московской железной дороге выступил машинист депо Москва-Сортировочная-Рязанская Виктор Фаддеевич Соколов (1928–2010). Он стал первым и единственным в железнодорожной отрасли дважды Героем Социалистического Труда.
Виктору Соколову принадлежат 2 уникальных достижения на электровозах, навечно гарантирующих ему место в истории железнодорожного транспорта. В ночь на 17 марта 1976 года он первым провёл тяжеловесный состав в 5 тыс. тонн – при норме 3500. А 5 марта 1980 года Соколов первым в мире провёл грузовой поезд весом более 10 тыс. тонн от станции Рыбное до станции Перово. Впоследствии «десятитысячники» покорялись ему и его товарищам не раз.

Отлично зная профиль пути на излюбленном рязанском направлении МЖД и применяя передовую технику вождения электровоза, используя опыт других лучших машинистов, Виктор Соколов добился огромного экономического эффекта. Он смог перевезти грузы с гигантским перевыполнением плана, что позволило ему завершить восьмую пятилетку (1966–1970) – на год и 5 месяцев раньше срока, а девятую (1971–1975) – с перевыполнением на год и 7 месяцев.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1976 года за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий девятой пятилетки и социалистических обязательств, Виктору Соколову было первый раз присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В рейсе-«десятитысячнике» Виктором Соколовым была применена новая технология вождения. Помимо головного электровоза, в кабине которого он находился, другой электровоз с машинистом для усиления мощности поставили в хвосте поезда. Связь и согласованные действия между двумя машинистами поддерживались по радио. А вскоре на Московской магистрали началось регулярное вождение тяжеловесных поездов. Это дало возможность перевозить значительно больше грузов при меньшем числе задействованных локомотивов. Благодаря прогрессивной технологии вождения машинисты Московско-Рязанского отделения столичной железной дороги за 2,5 года сэкономили 54 млн кВт.ч электроэнергии.
– Для достижения высоких результатов экономии электроэнергии и дизельного топлива недостаточно только знать профиль пути на обслуживаемом участке и конструкцию локомотива, – рассказывал в 1977 году в интервью журналу «Железнодорожный транспорт» Виктор Соколов. – Необходимо хорошо разбираться в основах тяги поездов и энергетических характеристиках локомотивов. Лишь в этом случае при управлении поездом машинист сможет выбрать наиболее рациональный режим ведения поезда, обеспечить более полное использование мощности. Поэтому все мы постоянно учимся, повышаем профессиональное мастерство, регулярно проводим технический анализ выполнения показателей, влияющих на расход энергоресурсов, разбираем случаи перерасхода энергии, разрабатываем мероприятия по устранению выявленных недостатков.

За счёт вождения тяжеловесных и удлинённых составов за годы 10-й пятилетки (1976–1980) Виктор Фаддеевич выполнил 7 годовых заданий. Уже в августе 1983 года он завершил выполнение плана 4 лет 11-й пятилетки (1981–1985). В 1983 году коллегия Министерства путей сообщения и Президиум ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта и транспортного строительства одобрили инициативу В.Ф. Соколова и рекомендовали её к широкому распространению.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 июня 1984 года за досрочное выполнение заданий и социалистических обязательств 11-й пятилетки Виктор Соколов награждён второй золотой медалью «Серп и Молот» и орденом Ленина.

Всего за время работы машинистом электровоза Виктор Фаддеевич Соколов провёл 455 тяжеловесных составов, в которых перевёз сверх нормы 431273 тонны народно-хозяйственных грузов, сэкономив при этом 234502 кВт·ч электроэнергии. Общая же экономия за 26 лет работы В.Ф. Соколова на электровозе составила более млн кВт·ч, что сопоставимо с выдачей энергии целой электростанцией. Помимо этого, Соколов водил и тепловозы. В общей сложности на счету передовика производства 3 млн км безаварийного пробега.

Выйдя в 1989 году на пенсию, Виктор Соколов обучал и передавал накопленный опыт молодым машинистам родного локомотивного депо.

Сегодня портрет машиниста, дважды Героя Соцтруда можно увидеть в «Галерее Славы» Московской железной дороги.


Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Выбор редакции

Летний призыв