28 сентября 2020 19:50

Тёплая память о холодной Тынде

За пять лет работы на БАМе Виктор Багазий вместе с другими железнодорожниками восстанавливал путь от Ларбы до Сюльбана. Виктор Казимирович попал на Байкало-Амурскую магистраль в возрасте 25 лет. Свою деятельность он начал в составе головного ремонтно-восстановительного поезда № 28 в должности монтёра пути. Сегодня он по-прежнему в строю и трудится в АК «Железные дороги Якутии», где передаёт свои знания будущему поколению железнодорожников.
Любовь к железной дороге передалась герою по наследству. Его отец проработал 43 года на должности старшего бригадира в украинском селе Писаревка Хмельницкой области Волочисского района, откуда родом и сам Виктор. После окончания школы он отучился на тракториста и проходил практику в Казахстане. Именно на Украине он последовал выбору своего отца и стал железнодорожником. После службы в армии будущий бамовец вернулся в село Писаревка и сразу же пошёл работать на железную дорогу в должности монтёра пути.
«На БАМ я попал волей случая. Мой брат-близнец Валерий агитировал меня после нашей службы в Германии поехать на магистраль, но я захотел вернуться домой, – вспоминает Виктор Казимирович. – После того как я женился в 1982 году, брат моей жены приехал из Дипкуна (посёлок в Тындинском районе Амурской области), где служил в звании старшего прапорщика, и рассказал о Байкало-Амурской магистрали. Моя жена Татьяна Михайловна, поговорив с ним, предложила уехать всем вместе с маленьким сыном на БАМ. Мне тогда было 25 лет. Нас таких было много, молодых семей с детьми, приезжающих трудиться на магистраль».

К слову, брат Валерий так и остался работать в селе Писаревка в должности бригадира пути. Виктор Казимирович забрал его работать на магистраль спустя четыре года.

На БАМе Виктор Багазий работал с 1985 года в «ТындаТрансСтрое» в головном ремонтно-восстановительном поезде № 28 в должности монтёра пути 3-го разряда. Первые работы велись в посёлке Ларба Тындинского района Амурской области.
«Там шла укладка 50-километрового участка. Далее ОВЭ (отделение временной эксплуатации. – Ред.) засыпало щебень, а наша бригада занималась восстановлением путей. После проведённых работ участок сдавался в эксплуатацию в Министерство путей сообщения. В октябре 1989 году БАМ полностью сдан в эксплуатацию МПС», – рассказал Виктор Казимирович.

Работать на БАМе было сложно в зимнее время года. Министерство путей сообщения часто не принимало участки, и бригады занимались выправкой пути снова. Из-за сложных погодных условий забивать железнодорожные костыли в замёрзшие шпалы было трудно. Однако такие условия не напугали бамовцев, наоборот, многие железнодорожники по собственному желанию выходили на работу даже по выходным дням. Зарплаты в то время платили достойные, бамовцы стремились обеспечить свои семьи, поэтому трудились не покладая рук. Всех работников обеспечили тёплой спецодеждой, которая надёжно защищала от 50-градусного мороза.

Несмотря на суровые погодные условия и сложную работу, воспоминания у моего собеседника остались самые тёплые. Он до сих пор приезжает в посёлок Ларба, чтобы навестить бамовцев и за чаепитием вспомнить былое. «Первое, что мне вспоминается, – это дружба между людьми разных национальностей. Все были молоды и хотели трудиться. Я не помню, чтобы кто-то с кем-то враждовал. Железнодорожники работали слаженно, не было слышно слов «не буду» или «не хочу». Мы много шутили. Я был гармонистом, мы много пели. Народная украинская песня «Ты ж мене пидманула» прошла по всему БАМу», – вспоминает герой.

В 1990 году ремонтно-восстановительные поезда начали расформировывать. Виктор Багазий ушёл работать в организацию «Отделение временной эксплуатации» в городе Алдане (Республика Саха (Якутия). Там он работал в должности монтёра пути 4-го разряда. В 1992 году его перевели на должность бригадира пути 5-го разряда. В дальнейшем Виктора Казимировича повысили до старшего дорожного мастера.

За работу на БАМе Виктор Багазий удостоен звания ветерана строительства Байкало-Амурской магистрали. Его наградили тремя медалями, приуроченными к 35-, 40- и 45-летию БАМа. Он также является почётным работником железнодорожного транспорта Республики Саха (Якутия).
«Я более сорока лет своей жизни посвятил железной дороге. В течение 22 лет работаю в АК «Железные дороги Якутии». Пришёл я туда в 1997 году в должности старшего монтёра пути 4-го разряда», – резюмировал рассказчик.

Сейчас Виктор Багазий трудится в АК «Железные дороги Якутии» в должности старшего дорожного мастера. Его подчинённые часто просят рассказать о БАМе, и наш герой с удовольствием погружается в воспоминания тридцатилетней давности.

Анастасия Кузьмина

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31