22 сентября 2019 11:35

Главная стройка жизни

Бывший начальник «ГлавБАМстроя» Ефим Басин рад развитию магистрали

Байкало-Амурская магистраль оставила неизгладимый след в судьбе тех, кто работал на ней. Своими воспоминаниями о главной стройке прошедшего столетия с «Гудком» поделился бывший начальник «ГлавБАМстроя» Ефим Басин.
Когда Ефим Басин приехал работать на Байкало-Амурскую магистраль, ему было сорок лет. За его плечами уже была работа в Ярославском строительном управлении № 302, где он прошёл путь от старшего мастера до начальника управления. В 70-е годы он работал на руководящих должностях в «Гортрансстрое» и в строительстве «Печорстрой».

Жизнь Ефима Басина поменялась, когда в 1978 году он был направлен слушателем в Академию народного хозяйства при Совете министров СССР по специальности «экономика, организация управления и планирования народного хозяйства», которую позже прозвали «школой министров». Только в первом выпуске было пять союзных министров и 16 заместителей министров. Кандидаты на обучение проходили жёсткий отбор и выбирались по одному человеку от каждого союзного министерства и республики. Два года учёбы для Ефима Басина не прошли даром. Сразу же после окончания обучения по решению ЦК КПСС и Совета министров он был назначен заместителем начальника Главного управления по строительству Байкало-Амурской магистрали («ГлавБАМстрой»). Расставшись с уютной московской жизнью, герой перебирается вместе с семьёй в Сибирь. Четыре года он был заместителем начальника «ГлавБАМстроя», затем первым заместителем, а с 1984 года возглавил управление. Также в эти годы Ефим Басин являлся заместителем министра транспортного строительства СССР.
«Я считаю, что на БАМ попал не случайно. К сорока годам у меня уже был солидный опыт руководства крупными производственными объектами, но БАМ – это совсем другое. Его уже тогда называли «стройкой века». До сих пор помню свой первый участок, который сдали под моим руководством в 1981 году. Это был участок Лена – Кунерма на территории Иркутской области. Затем ежегодно вводили остальные участки. Мы осуществляли строительство вторых путей на участке Тайшет – Лена и электрифицировали Забайкальскую железную дорогу. Мы строили производственную базу «ГлавБАМстроя» в Тайшете, домостроительный комбинат, завод по ремонту техники, Шимановский домостроительный комбинат и кирпичный завод на станции Бам. Можно сказать, что в разгар строительства БАМа мы полностью себя обеспечивали всеми необходимыми конструкциями и материалами», – рассказал «Гудку» Ефим Басин.

Сам Ефим Владимирович проводил на работе круглые сутки. Он думал только о деле и о людях, за которых нёс ответственность. Ведь на стройке было занято около 100 тыс. человек. Само строительство велось в экстремальных условиях: холод, непроходимая тайга, необжитые места и сейсмическая активность. Именно в этих местах проходил тест на прочность его характер. Но, по словам Ефима Владимировича, руководить таким коллективом, который был на БАМе, было интересно.

«Мы все были единой семьёй. До сих пор с радостью вспоминаю энтузиазм людей, который был на БАМе. Сама стройка стала школой интернационализма и патриотизма. Я сам видел, как плечом к плечу работали люди различных национальностей, не испытывая никакого антагонизма, как помогали друг другу. Вместе работали азербайджанцы, армяне, грузины, чеченцы, дагестанцы, прибалтийцы, украинцы и белорусы. Таким дружным коллективом руководить было одно удовольствие», – вспоминает Ефим Басин. По его мнению, на БАМ возлагалась колоссальная задача. В постановлении Центрального комитета КПСС и Совета министров СССР «О строительстве Байкало-Амурской магистрали» предусматривалось, что помимо строительства магистрали параллельно будет создано одиннадцать территориально-производственных комплексов, залежи полезных ископаемых в зоне БАМа дадут мощное развитие производственных отраслей. Предполагалось создать нефтегазовый, металлургический, угольный, деревообрабатывающие, химические и топливные комплексы. Но грянула перестройка, и хватило сил создать только деревообрабатывающий и частично угольный комплекс. Сейчас все эти проекты реализуются. Благодаря БАМу сократился путь от портов Тихого океана до европейской части буквально на тысячу километров.

«Не зря Михаил Ломоносов говорил, что могущество России Сибирью будет прирастать. Благодаря БАМу была освоена огромнейшая территория. Более того, Байкало-Амурская магистраль могла стать транзитом для перевозки грузов от стран Тихоокеанского региона в Европу. Это важно и сейчас», – считает Ефим Басин.

Как и многим, кто строил БАМ, Ефиму Владимировичу больно вспоминать 90-е годы, когда БАМ называли «дорогой в никуда».
«У БАМа, как у многих великих строек, действительно сложная судьба. Ведь сначала была всенародная любовь и все ветви власти поддерживали строительство. Каждый руководитель крупного ведомства считал очень почётной миссией посещение БАМа, а пресса писала взахлёб о трудовых подвигах бамовцев. И было ведь о чём писать, выполнены были колоссальные объёмы. Как началась перестройка, изменилось и отношение к нам. Пресса буквально ополчилась. Посчитали, что стройка началась в эпоху Брежнева – значит, она застойная. На самом деле никакого застоя не могло даже быть, потому что мы там вкалывали буквально день и ночь, создавая новую жизнь. В итоге финансирование БАМа было ограничено, началась критика, разговоры о том, что дорога построена в никуда, а рельсы будут ржаветь. Это был большой плевок в душу каждому бамовцу. Потому что мы отдавали всё, что у нас есть, чтобы создать эту магистраль, и верили в будущее», – вспоминает Ефим Басин.

То, что сейчас магистраль развивается – идёт укладка вторых путей, ведутся работы по электрификации, которые не предусматривались проектом ранее, – радует Ефима Владимировича. По его мнению, это продолжение того пути, по которому шли строители БАМа.
«Сегодня БАМ востребован на полную силу. Стали выделяться средства, и началась работа по строительству вторых путей и новых тоннелей. Мы видим, что без БАМа железные дороги не справились бы с теми объёмами перевозок, которые связаны с углем, лесом и нефтепродуктами. Когда строили мы, у нас уже были передовые технологии. Тот опыт, который был накоплен в прошлом, хорошо применяется сегодня. Знания бамовцев пригодились на многих объектах России. Строительство Керченского моста, объекты Олимпиады, объекты на Дальнем Востоке, аэропорты, морские порты и гражданские сооружения – во всех этих объектах участвуют бывшие бамовцы», – говорит Ефим Басин.

После «ГлавБАМстроя» Ефим Басин был министром строительства Российской Федерации и возглавлял корпорацию «Трансстрой». И сейчас Ефим Владимирович руководит Ассоциацией «Межрегиональное объединение строителей», где ведёт большую общественную работу.

На вопрос, что же для него БАМ, Ефим Владимирович ответил, что БАМ, несмотря на весь его профессиональный опыт, остаётся главной стройкой его жизни.
«Для меня Байкало-Амурская магистраль – это моя судьба. Школа мужества, которую я прошёл. Я приехал сюда в сорок лет, а уехал в пятьдесят. Весь этот опыт мне пригодился в дальнейшей жизни», – говорит Ефим Басин.

Дарья Чикиркина



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Выбор редакции

Летний призыв