24 июля 2019 05:09

Человек нескольких эпох

Отметив 100-летний юбилей, ветеран остаётся нестареющим оптимистом

7 мая свой вековой юбилей отметила Зоя Николаевна Артемьева, долгое время трудившаяся на участке специальных вагонов столичной магистрали. По случаю знаменательной даты в гости к юбилярше прибыла целая делегация коллег-железнодорожников.
Несмотря на то, что поздравлять ветеранов на железной дороге – дело в общем-то традиционное, история с Зоей Николаевной всё же особенная. Она – ветеран Великой Отечественной войны, награждённая медалями «За оборону Москвы» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», труженик тыла, очень яркий представитель поколения, победившего фашизм. И весьма символично, что наша встреча с фронтовиком проходила в дни празднования Дня Победы.

От имени руководства АО «ФПК» со 100-летним юбилеем и 9 Мая Зою Николаевну поздравила заместитель генерального директора компании по кадрам и социальным вопросам Екатерина Скороходова. Тёплые слова в адрес ветерана сказали заместитель начальника Московского филиала АО «ФПК» Наталья Жукова, председатель совета ветеранов компании Надежда Петрикевич.

Сама виновница торжества, в свою очередь, удивила гостей неподдельным жизнелюбием и оптимизмом, озвучив выведенную ею формулу долгой и счастливой жизни.
– Молодость – это «золотое» время, берегите её и берите от жизни по максимуму, не обращая внимания на пересуды. То, что говорят по сторонам, в действительности не так уж и важно. Главное – то, что у вас внутри, – подчеркнула 100-летний ветеран.

Зоя Николаевна – человек богатой судьбы. Жизнь не раз проверяла её на прочность. Она рано начала работать. Проводником в участок служебных вагонов совсем юную девушку устроил отец – Николай Фёдорович Пономарёв. А вскоре после этого трагически погиб. Помогать матери, братьям и сёстрам в течение нескольких лет было задачей молодой Зои. А затем началась война.
– В 1941 году маму отправили на заготовку дров на станцию Шарапова Охота – угля для паровозов катастрофически не хватало, молодые девчонки валили лес, чтобы обеспечить топливом паровозы, – вспоминает дочь Зои Николаевны Татьяна Артемьева. – Оттуда она ушла в ополчение. Положение в начале войны было очень тяжёлым. Об этом свидетельствует и тот факт, что молодые девчонки были вынуждены, рискуя жизнью, под свист пуль подносить бойцам боеприпасы. За доблестную службу в этот период мама и отмечена медалью «За оборону Москвы».

После службы в рядах ополчения Зоя Николаевна вернётся на прежнее место работы. Целеустремлённая и трудолюбивая, она ещё в период Великой Отечественной быстро освоила печатное дело и по ходатайству своей наставницы была переведена в кадровую службу участка спецвагонов.
– Отец в 1946 году пришёл сюда устраиваться. А она, не поверите, отказала в приёме на работу этому двухметровому красавцу, прошедшему и финскую, и Великую Отечественную, – улыбается Татьяна Григорьевна. – Мой папа – Григорий Павлович Артемьев – это ещё одна гордость семьи. Участник битвы на Курской дуге. Единственный выживший из своего взвода, чтобы не сдаваться в плен, он всегда хранил последний патрон для себя. В битве под Прохоровкой, когда немцы были уже в 150 метрах, от отчаянного поступка его спасли залпы «катюш». Весь израненный, перенёсший две контузии, он не любил рассказывать о войне. В браке с мамой в итоге он прожил 51 год. А на работу она, кстати, его взяла. Так что мои родители всю жизнь трудились на одном предприятии.

Специальный участок вагонов занимался подготовкой и обслуживанием литерных поездов. Так что с референтами всех первых лиц государства Зоя Николаевна всегда была на связи, её муж сопровождал высокопоставленных пассажиров в пути.

Татьяна Григорьевна вспоминает, что дома про работу родители вообще никогда не говорили, всё-таки их подразделение курировалось 9-м управлением КГБ. Но один эпизод отец всё же дочери рассказал. На территории участка был установлен стенд с портретами первых лиц, а снимок Юрия Андропова находился под яблоней. Как-то в разгар цветения Леонид Брежнев, проходя мимо, в шутку заметил: «Эх, Андропов, и тут ты в тени».

Татьяна Григорьевна и сама пошла по стопам родителей. 43 года она проработала в МИИТе, посвятив себя железнодорожной науке. На пенсию ушла с должности заместителя начальника управления информационных технологий.
– Мама проработала на железной дороге ровно 50 лет. Стальную магистраль она считала делом всей своей жизни. Прошла путь от рядового курьера или проводника до начальника отдела кадров. Для меня и, думаю, для многих родственников, коллег, знакомых она всегда является примером жизнелюбия.

Наталья Щевелева
Фото автора



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Выбор редакции

Летний призыв