18 августа 2019 20:38

Бамовский характер

В этом году исполняется 40 лет с того дня, как Илья Лейкин приехал на БАМ.
После окончания Белорусского института инженеров железнодорожного транспорта Лейкин получил направление в локомотивное депо Тынды, куда приехал осенью 1979 года. Начинал работать инженером, мастером по ремонту локомотивов. Позже занимал разные должности, включая главного инженера, начальника депо, организовывал и руководил Амурским филиалом «ТМХ-Сервис» (сейчас «ЛокоТех-Сервис»). В 2011 году был удостоен звания «Почётный железнодорожник». В настоящее время работает технологом в отделе главного механика сервисного локомотивного депо Тында-Северная.

Илья родился в Гомеле и до окончания института дальше Москвы на восток не ездил. Про БАМ знал, в основном, из передачи радиостанции «Юность» для строителей БАМа, песен и газет.
«Прибыл в Тынду в октябре, там лежал снег, – вспоминает Илья Аркадьевич. – Для меня это было очень удивительно. В Белоруссии в это время ещё тепло».

Приехал в осеннем пальто, а в Тынде уже стояли морозы под 20 градусов. В первое время тяжело было привыкать к суровому климату, долгой зиме. Но постепенно адаптировался.

Более чем через год, окончив учёбу в институте, перебралась за ним в Тынду и молодая жена. Здесь они прожили основную часть жизни, вырастили детей. Впрочем, это биография многих бамовцев.

В 80-е годы на БАМе было очень много молодёжи. Почти всем здесь работавшим не было 30 лет. Это порождало жизненный задор, энтузиазм, особую атмосферу всеобщего единения и взаимопонимания людей, причастных к одному необычайно большому и чрезвычайно важному делу.
«Жизнь была насыщена событиями. На наших глазах, нашими руками строился город. Постоянно темой разговоров была прокладка новых километров пути, сдача мостов и тоннелей, успехи в трудовом соревновании различных бригад», – рассказывает Илья Лейкин.

Собирались на БАМе люди молодые, и их взгляды на жизнь формировались уже здесь, в этих суровых и одновременно прекрасных условиях. Так появился особый менталитет, который называют бамовским характером.
«На БАМе совершенно другие отношения между людьми, чем в западных районах страны. Здесь они более открытые, более честные, наполненные такими понятиями, как взаимовыручка и безусловная товарищеская поддержка», – объясняет Илья Лейкин.

Когда он приехал, депо как такового не было. Была одна канава, рассчитанная на приём одной секции маневрового локомотива. Почти два года, пока строилось предприятие в Тынде, работали вахтовым методом (4 дня через 4) в депо Сковородино Забайкальской дороги, где тындинцам выделили цех для ремонта бамовских тепловозов.
«Мы устраивали субботники, помогая стройке уборкой территорий, – говорит Илья Аркадьевич. – Причём они не были приурочены к какой-то дате или празднику, мы выходили в свободное от основной работы время, чтобы приблизить сдачу предприятия».

Период с конца 80-х – начала 90-х годов был очень тяжёлым. И в это время бамовский характер помог перенести испытания. Люди помогали друг другу чем могли. Руководство депо заключало бартерные договоры на поставку продуктов и товаров первой необходимости. Коллектив не только сохранился, но и продолжал осваивать новые виды ремонта локомотивов.

Сегодня Тында-Северная – одно из крупнейших сервисных локомотивных депо в стране. Здесь производят осмотр и ремонт локомотивов, осваивают новые виды работ. Предприятие загружено заказами и активно развивается.

Новый импульс развития получила и вся магистраль.
«Я в последнее время проехал в кабине локомотива почти весь БАМ. Видел объёмы работ, развёрнутых на строительстве инфраструктуры: вторые пути, развитие станций, новые искусственные сооружения. Государство повернулось к БАМу лицом. Это радует», – говорит Илья Лейкин.

Александр Зубов



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  

Выбор редакции

Летний призыв