29 мая 2020 17:16

Три рекорда машиниста

Анатолий Фролов удостоен звания Героя Соцтруда 38 лет назад

В активе Героя Социалистического Труда, кавалера двух орденов Ленина и ордена Трудового Красного Знамени машиниста электровоза локомотивного депо Москва-3 Анатолия Ивановича Фролова три больших достижения. Он провёл первый в стране тяжеловесный грузовой поезд, первый в СССР длинный пассажирский состав и совершил первую поездку в одно лицо.
В июне 1962 года станция Александров боролась за переходящее знамя соцсоревнования, и каждая тонна вывезенного груза приближала трудовой коллектив к заветной цели. К тому времени Фролов уже 10 лет водил электровоз «первым номером», коллеги его уважали. Однажды летним вечером Анатолий Иванович привычно занял место за правым крылом в кабине электровоза ВЛ22М, ведущего грузовой поезд весом 2 тыс. тонн, как вдруг настойчивая просьба диспетчера: «Фролов, возьмёшь ещё 600 тонн?» До этого 31-летний машинист водил поезда максимум 2,5 тыс. тонн, поэтому призадумался.

Состав с дополнительными вагонами вытянулся длинной змеёй, и, выглянув из кабины, Фролов обнаружил, что хвост уже не умещается на отправочном пути. Но ещё больший сюрприз ждал Анатолия во время опробования тормозов: вес поезда оказался в действительности 3567 тонн!

Единолично взять на себя такой груз и ответственность машинист не мог: Анатолий Иванович и сейчас волнуется, вспоминая те события. Срочно связались с заместителем начальника депо Москва-3 по эксплуатации Александром Свеженцевым. Услышав о рекордном весе, осторожный зам не дал разрешения, но и не запретил, поставив в известность начальника депо Бориса Шелкова.

А тот, зная об отличной технической подготовке и успешном опыте Фролова, решил рискнуть: «Пусть ведёт! Если справится – награжу, если нет – переведу в помощники машиниста!»

Медленно набирая скорость, Анатолий Фролов двинулся в путь. От станции Александров до Лосиноостровской около 100 км. Фролова, который знал профиль пути как свои пять пальцев, особенно беспокоил 6-километровый перегон от станции Загорск (ныне Сергиев Посад) до станции Семхоз. Там железная дорога равномерно идёт на крутой подъём, причём на каждый километр путь поднимается на 8 м, а на весь перегон – почти на 50 м. Проблема была и в том, что обычно перед Загорском грузовые поезда всегда сбрасывали скорость, поскольку через пути постоянно сновали люди – с сумками, баулами и мешками, а ни пешеходного моста, ни даже настила тогда на станции не было. Вот и приходилось машинистам снижать скорость до 40–50 км/ч, чтобы в случае чего успеть затормозить. Но при такой скорости осилить последующий подъём нелегко, а поезд рекордного веса и подавно не вытянуть. Осложнял обстановку и тот факт, что связи с диспетчером в те годы из кабины вперёдсмотрящего не было. А если, как говорят машинисты, «растянулся на подъёме», остановился, то придётся вызывать вспомогательный локомотив, а то и два (в голову и в хвост состава), надолго закрывать движение, итог – строгие санкции к машинисту.

Поэтому Фролов, заблаговременно подав гудок, с тяжеловесным поездом проследовал станцию Загорск на установленной скорости 70 км/ч и далее приложил весь свой опыт и мастерство, чтобы «взять» подъём.

Состав тяжело «дышал», но не останавливался. На самой вершине 6-километрового перегона скорость поезда рекордного веса упала до 15 км/ч, но этого всё же хватило, чтобы не потерять движение.

На Лосинке Фролова уже встречали восторженные друзья-машинисты, а начальник депо лично пожал ему руку, сказав «Спасибо!», и выписал премию в размере 30 руб. После этого рейса об Анатолии Фролове узнала вся Московская дорога, а вождение тяжеловесных поездов вскоре стало для него нормой.

В 1981 году за успешное выполнение задания одиннадцатой пятилетки и высокие производственные результаты, экономию электроэнергии Анатолию Фролову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Все 36 лет работы на МЖД Фролов водил грузовые поезда на плече Москва – Александров и пассажирские – на плече Москва – Ярославль – Данилов. Маршрут знал назубок, составил его подробнейшие карты, по которым затем обучил несколько десятков помощников машиниста. В 1980–1985 годах Анатолий Иванович избирался депутатом Верховного Совета РСФСР.

В конце 1983 года Фролов вместе с начальником Московской магистрали Иваном Паристым был с ознакомительной поездкой в Польше. Там Анатолия Ивановича пригласили в кабину машиниста пассажирского поезда, который следовал по маршруту Варшава – Краков. Советских железнодорожников поразило, что поезд шёл со скоростью 160 км/ч, и при этом ведение его в электровозе ЧС2 осуществлялось машинистом без помощника. Это было необычно, и они захотели внедрить такое на своей дороге. Уже в 1984 году на собрании машинистов начальник МЖД вдруг решительно объявил: «В ближайшее время Фролов поедет с пассажирскими поездами в одно лицо!»

Анатолия Ивановича, которому тогда было уже 53 года, почти два месяца испытывали в Институте гигиены железнодорожного транспорта, тщательно проверяли здоровье (даже на два часа посадили в барокамеру), тестировали на психологическую устойчивость. В результате «добро» на первую в СССР поездку машиниста пассажирского поезда в одно лицо было получено.

А 13 июля 1984 года Анатолий Фролов провёл первый в СССР длинносоставный, 24-вагонный пассажирский поезд по маршруту Москва – Ярославль. Поезд вели два электровоза ЧС2, сцепленные по системе многих единиц. Чтобы накатать необходимый опыт и исключить в пути любые неожиданности (манёвры пассажирских поездов на станциях строго запрещались), Фролов целый месяц водил до Александрова и обратно в Москву состав из 30 пустых пассажирских вагонов. Можно было те же 30 вагонов и с пассажирами взять, уверен Герой Социалистического Труда, но длина станционных платформ позволяла принять только 24.

23 августа этого года, на следующий день после 60-летия Московской железной дороги, у 88-летнего Анатолия Ивановича свой «платиновый» юбилей – 60 лет в счастливом браке с супругой Еленой Ивановной, которой довелось работать и в депо Москва-3, и в управлении МЖД. Супруги, а также их дочь Ольга и внук Максим продолжили железнодорожную династию, основанную тестем Фролова, машинистом паровоза, коммунистом ленинского призыва Иваном Дмитриевичем Мартыновым.

Игорь Ленский



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30