31 мая 2020 11:03

Символ эпохи

Для тех, кто строил Байкало-Амурскую магистраль, эта дорога – лучшая в жизни

Осенью минувшего года за многолетний и добросовестный труд старший электромеханик сухиничского участка Брянского регионального центра связи Московской дирекции связи Владимир Николаевич Шарков удостоен высокой награды – медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Однако поводом для нашей встречи была другая его награда – медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали». Участие Владимира Николаевича в создании легендарного БАМа стало основой нашей беседы с ним в преддверии празднования 45-летия начала строительства магистрали.
Владимир Шарков не любит привлекать к себе особого внимания и награды носит лишь по особым случаям
И награды, и удостоверения к ним Шарков взял с собой, а пристегнул к железнодорожной форме уже при встрече, о которой мы договорились заранее. Просто он из тех, кто не любит привлекать к себе особого внимания. И это такая деталь в его характере, которая говорит об этом человеке красноречивее всяких слов.

Владимир Николаевич Шарков – железнодорожник потомственный. Его дед был путевым обходчиком, отец – механиком сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ). Он сам пошёл по стопам отца. После средней школы поступил в МИИТ на факультет автоматики, телемеханики и связи. По распределению попал в Сухиничскую дистанцию, в ШЧ-38. В институте была военная кафедра, вместе с дипломом инженера получил звание лейтенанта Железнодорожных войск.

С БАМом его судьба сталкивала дважды. В конце 70-х первый раз приехал туда со стройотрядом института. По сопкам прокладывали кабель связи на участке Тында – Беркакит – Нерюнгри. Летом здесь жара под 40 градусов, зимой – мороз тоже под 40. Когда в первый раз увидел эти места, удивился, что в июне на сопках ещё был снег и можно было играть в снежки. Когда начали работать, было уже не до игр.

Вначале сопку взрывали, а затем приступали непосредственно к делу. Основной инструмент – лом да лопата. Работали в паре, норма на каждого – 25 м траншеи глубиной 70 см. Грунт – каменистый, руки стирали в кровь. Самые хорошие дни, это когда работаешь с инструментом после вытяжки в кузнице, то есть после заточки. С таких каникул студенты-стройотрядовцы возвращались на учёбу с приличными для той поры деньгами, могли купить себе хороший костюм, обувь…

Во второй раз судьба привела Шаркова на БАМ уже молодым специалистом. В Сухиничах, как только он приступил к работе, Владимира привлекли к общественным делам. Был он активным комсомольцем, прошёл подготовку на специальных курсах секретарей райкомов комсомола в Казани. И вот вызов в военкомат. Офицер запаса был призван на службу. Впереди – новая встреча с БАМом.

Был август 1983 года. Семеро суток поездом добирался он вместе со своим товарищем по институту и по работе до места назначения – станции Ургал Хабаровского края. Прибыли в обозначенную в райвоенкомате воинскую железнодорожную часть. Посмотрев документы парней, командование решило: рекомендовать Владимира Шаркова секретарём комитета комсомола механизированного батальона, а товарищ стал командиром взвода связи.

В их части были солдаты со всего бывшего Советского Союза: русские, украинцы, армяне, латыши, аварцы… Механизированный батальон работал на отсыпке земляного полотна. В распоряжении железнодорожных строителей были бульдозеры, экскаваторы и автомобили. Работа шла в любую погоду, даже в самые сильные морозы. Полотно строили от Февральска до Дугды. Секретарь комитета комсомола отвечал за каждого комсомольца, а солдаты тогда все были членами ВЛКСМ.

Владимир разговаривал с каждым прибывшим на службу. Внимание любого из них обращал на то, как надо учитывать особенности местного климата. Жили в палатках. Зимой парусиновые двухъярусные палатки утепляли по периметру досками, между которыми засыпали большой слой опилок. Внутри ставили буржуйки. Два дежурных солдата круглые сутки постоянно поддерживали в них огонь. Но порой на полу в палатке всё-таки замерзала вода. Морозы доходили и до минус 50 градусов. Валенки, стёганые ватные штаны и фуфайки, шапки «год за полтора», которые ребята так называли из-за специально пришитых для тепла длинных ушей, не всегда спасали от холода. Но план выдавали всегда. Выпускали стенгазеты, «молнии», организовывали соревнования, готовили концерты. Был свой вокально-инструментальный ансамбль. Рабочий день комсомольского секретаря начинался в 6.30 утра, заканчивался ближе к 23 часам, после планёрки у комбата.

Два года шли они с батальоном до разъезда имени Мирошниченко, пока не был забит так называемый «серебряный» костыль, где завершилось строительство важного участка железнодорожной магистрали.
– Байкало-Амурская магистраль, – говорит Владимир Николаевич, – это символ целой эпохи. Для тех, кто её строил, эта дорога – лучшая в жизни.

Отслужив положенное, Владимир Шарков возвратился в Сухиничи, вернулся к работе, которой посвятил всю жизнь. Технику, что обслуживает он со своими товарищами, знает, как никто другой. Круг их обязанностей – обеспечить безаварийную и надёжную работу устройств связи. Для этого надо делать всё, чтобы не допустить сбоя в их работе: выявлять причины преждевременного износа, принимать меры по их предупреждению и устранению, контролировать правильность эксплуатации устройств связи, проводить профилактику обслуживаемого оборудования, приборов и аппаратуры…

Конечно, опыт пришёл с годами. Бригада, которую возглавляет Шарков, обеспечивает бесперебойную связь на участке от станции Батагово до станции Кудринская – это 110 км главного пути, ещё есть 2 широтных хода, 60 км, от Козельска до Барятинской и 70 км от Сухинич-Главных до Фаянсовой. Вверенную им технику содержат так, что в своё время их бригада признавалась лучшей бригадой связи на всей сети железных дорог России. Своих учеников и подопечных Владимир Николаевич приучил быть предельно аккуратными и внимательными при выполнении работ по графику технологического процесса. Всех, кого учил почти 40 лет работы на транспорте, Шаркову вспомнить непросто, но лучших помнит. Когда-то секреты своей работы передавал нынешнему руководителю Брянского регионального центра связи Московской дирекции связи Игорю Бурику. После института он начинал работать в Сухиничах с Владимиром Николаевичем. Да и сам Бурик хорошо помнит, как начальник участка водил его по линии, знакомил со всей спецификой работы. А ещё Шарков подсказывал, что можно улучшить в работе устройств, как бы определял направление для мысли молодого инженера. Спустя годы Игорь Николаевич с уверенностью может сказать, что Шарков в своём коллективе пользуется особым авторитетом, что профессионал он высочайшего класса, что у него отличная старая, то есть основательная, школа, знает всю систему работы связистов на железной дороге как бы изнутри. Вот уж к кому напрямую можно отнести мудрые слова поговорки: не место красит человека, а человек место.

Железнодорожная династия Шарковых продолжается. Жена Владимира Николаевича Ольга тоже была связистом, сейчас в центре связи работает и старший из их сыновей.

Римма Голубцова



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30