28 мая 2020 08:19

Высокоскоростной каркас экономики

Александр Мишарин, первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД»

– Президент Российской Федерации Владимир Путин одобрил инициативу по проектированию высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург. Что её создание в перспективе изменит в жизни главных клиентов железной дороги – пассажиров и грузоотправителей?
– Вопреки распространённому мнению, что высокоскоростное сообщение – это услуга для пассажиров, хочу отметить, что реализация проектов ВСМ является логичным этапом развития всего железнодорожного транспорта, включая грузовые перевозки. Изменения с появлением ВСМ коснутся не только пассажиров, но и грузоотправителей. Если рассматривать направление Москва – Санкт-Петербург, из-за исчерпания пропускной способности главного хода Октябрьской железной дороги, занятого «Сапсанами», грузовые поезда приходится направлять в обход. Это яркий пример, подтверждающий исчерпание резервов пропуска при организации грузового и пассажирского движения на одной инфраструктуре.
Смешанная технология сегодня является препятствием для дальнейшего роста объёма железнодорожных перевозок. Основной прогнозируемый прирост грузопотоков, в первую очередь контейнерных грузов, ожидается именно в северо-западном направлении и составит, по расчётам ИЭРТ, 124 млн тонн к 2030 году. Это направление также является и наиболее пассажироёмким.
Сегодня мы не можем представить Москву и Санкт-Петербург без поездов «Сапсан» – за десять лет мы привыкли к их сервису, что подтверждает спрос, который уже превышает максимально возможное предложение кресел к продаже. В прошлом году мы перевезли «Сапсанами» 5,7 млн пассажиров, дальнейшее увеличение размеров движения вступает в конфликт уже не с грузовыми перевозками, а с дальними пассажирскими и пригородными, требует координации с развитием Московского и Санкт-Петербургского транспортных узлов. В таких условиях без новых решений удовлетворить возрастающую потребность в сообщении двух столиц просто невозможно.
Отвечая на ваш вопрос, скажу, что строительство высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург предложит нашим соотечественникам и туристам высокий уровень пассажирских сервисов на скорости до 400 км/ч и дополнительные возможности для работы и общения с близкими за счёт сокращения поездки до двух часов. Это ещё больше повысит спрос. В результате пассажиропоток на данном направлении суммарно вырастет в три раза – с 11 до 33 млн пассажиров. А перевод пассажирских поездов на новую инфраструктуру откроет возможности для пропуска грузового поездопотока по кратчайшему направлению Москва – Бологое – Санкт-Петербург и в целом в северо-западном направлении, для дальнейшего развития портов, в том числе Бронки, и опережающего развития экономики регионов – Карелии, Ленинградской, Новгородской и Тверской областей.
Строительство уже запроектированной ВСМ Москва – Нижний Новгород с началом проектирования и дальнейшим запуском ВСМ Москва – Санкт-Петербург позволит сертифицировать десятки новых элементов инфраструктуры и организовать в России масштабное производство высокоскоростного подвижного состава с локализацией до 80%.

– Как это изменит железнодорожный транспорт в целом?
– Сегодня мы находимся в точке принятия ключевого решения о дальнейшем пути развития железных дорог – будет это «сырьевой» вариант, ориентированный на перевозку сырьевых грузов, или «технологичный», основанный на интенсивном развитии как грузовых, так и пассажирских перевозок на необходимом экономике и обществу уровне. Мы выбираем или бесконечное строительство двух, трёх, четырёх путей по традиционным технологиям, или строительство сети ВСМ и специализацию линий.
Реализация таких проектов, как ВСМ из Москвы в Санкт-Петербург, Нижний Новгород и далее до Казани и Екатеринбурга, с переключением на них значительной доли перспективных пассажиропотоков высвободит существующую инфраструктуру для освоения перспективных грузопотоков. При строительстве ВСМ до Санкт-Петербурга будет перераспределена часть грузопотока с направления Екатеринбург – Пермь – Волховстрой, повысится эффективность перевозочного процесса всей системы западнее Урала.
Это позволит ОАО «РЖД» перейти к специализации целых направлений с разделением на грузовые и пассажирские линии и внедрить передовые технологии перевозки грузов, снизив себестоимость перевозки и содержания инфраструктуры.
Многие решения уже разработаны в ходе проектирования ВСМ до Нижнего Новгорода, например безбалластное верхнее строение пути, эстакадное строительство, системы диагностики инфраструктуры, токосъёма на скоростях до 400 км/ч. Применение малообслуживаемых конструкций позволит сократить расходы на их содержание от 20 до 50% по сравнению с традиционными. Отмечу такие перспективные направления, как создание современных транспортно-пересадочных узлов и системы цифрового пассажирского сервиса.
С учётом ожидаемого социально-экономического развития страны, роста промышленной активности и внешнеторговых связей, четырёхкратного роста транзитных контейнерных перевозок перспективные грузопотоки на полигоне тяготения линий ВСМ и скоростного пассажирского сообщения увеличатся к 2030 году в 1,85 раза.
Сравнение вариантов развития сети с ВСМ и без них показало, что с ВСМ создаётся высокотехнологичный транспортный продукт, который выведет отрасль на новый уровень производительности. Доходы ОАО «РЖД» увеличатся более чем на 3 трлн руб. на горизонте 30 лет с привлечением новых объёмов высокодоходных грузов на высвобождаемую инфраструктуру.

– Что поменяется в работе железнодорожников?
– Могу сказать точно, что работать станет интереснее, ведь для обеспечения высоких скоростей будет применено большое количество инноваций – как на этапах проектирования и строительства, так и на эксплуатационной фазе. Реализация новых технологий управления на основе цифровой трансформации и специализации линий, таких как интервальное регулирование и «виртуальная сцепка», позволяющих сократить интервал движения до двух минут и обеспечить размеры грузового движения более 120 пар поездов с предоставлением трёх- и четырёхчасовых «окон» для путейцев и энергетиков, проводить «тяжёлые» виды ремонтов на закрытых перегонах. Это управление новыми типами поездов и локомотивов и значительное улучшение условий труда, развитие отраслевой науки, активное вовлечение молодёжи.
Сформируется новое поколение железнодорожников, с новым набором компетенций и знаний. Уже сейчас должна измениться и подготовка сотрудников, в том числе по цифровым технологиям, которые являются базовыми в проектах ВСМ. Я постоянно встречаюсь со школьниками, студентами, молодыми специалистами и вижу их интерес к этим темам, понимание и нацеленность на лучшие результаты. Какие дороги им строить и эксплуатировать, решается именно сейчас.

Беседовал Игнат Вьюгин

 


Оставить комментарий
Саша 19.04.2019 03:31:02
Всё это теоретические выкладки. А что покажет практика??Этого никто не знает. Да, ВСМ - это скорость, высокая. Но о ней только и говорят (Россия) , а другие (КНР) - строят и развивают. Так что делайте выводы.
Антон 18.06.2019 08:28:07
Перезвоните мне пожалуйста по номеру 8(904) 332-62-08 Антон.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30