05 июня 2020 08:41

Знания, внимательность, выдержка

Осмотрщики-ремонтники повышают свою квалификацию

В Подбельском подразделении Московского учебного центра профессиональных квалификаций (МУЦПК) с 8 по 12 апреля прошли обучение по 40-часовой программе «Осмотрщик-ремонтник вагонов» 28 представителей этой профессии. Всего в 2019 году смогут пополнить свои знания в рамках отведённой программы примерно 830 рабочих-специалистов, занимающихся диагностикой и осмотром подвижного состава.
Один из слушателей курсов старший осмотрщик-ремонтник эксплуатационного вагонного депо Орехово-Зуево (ВЧДЭ-1) Олег Карпечкин на железной дороге с 1985 года. Большой опыт работы, безусловно, сказывается на профессиональной подготовке специалиста. Карпечкин про литьё вагона знает всё: какие годы выпуска каких деталей представляют угрозу, какое на них стоит клеймо (брак, по его словам, в основном встречается в изделиях с одинаковыми клеймами), что и где смотреть в надрессорных балках, боковинах. Нужно только не лениться, залезать под вагон и внимательно проверять каждую деталь, заглядывать везде. А многолетний опыт подскажет профессионалу, где в подозрительном месте наблюдается усталость металла, а где брак литья.

В ВЧДЭ-1 три парка, в которых задействованы 200 осмотрщиков-ремонтников. Соотношение тех, кому нет 30, и тех, кому за 40, примерно 50 на 50. Особое внимание уделяется вновь принятым железнодорожникам и тем, кто отработал на производстве менее полугода. После проведённых технических занятий практические навыки отрабатываются на учебном полигоне. Помимо этого, вновь устроенные работники обязательно проходят «обкатку» под руководством проверенных наставников, которые и объяснить могут доходчиво об особенностях производства, и личным примером сподвигнуть на ударный труд. После такой закалки молодые специалисты быстро идут в гору и уходят в другие подразделения депо на более высокие разряды, а им на смену приходит новая группа «учеников». Традиции наставничества в Орехово прочны. Скажем, коллега Олега Карпечкина по ВЧДЭ-1 Евгений Зайкин с благодарностью вспоминает того, кто ввёл его в профессию, –

Николая Михайловича Белогурова. А из продолжительного общения наставника и подопечного последний особенно выделяет эпизод, случившийся после того, как Евгений не обратил внимания при проверке одного из поступивших в парк вагонов на отсутствие у того валика подвески башмака и втулки. Николай Михайлович тогда не просто зафиксировал допущенный просчёт, но, что называется, провёл неопытного осмотрщика через всю цепочку возможного события: отсутствие перечисленных деталей указывает на ослабление либо отсутствие у вагона гайки триангеля. При такой неисправности высока вероятность схода подвижного состава. Одной такой «лекции» было достаточно для того, чтобы осмыслить роль осмотрщика-ремонтника вагонов в перевозочном процессе.

В 2014 году Евгению Зайкину предстояло тоже пройти обучение в МУЦПК. Руководители учебного центра тогда вовремя заприметили толкового осмотрщика, предложив ему некоторое время спустя должность преподавателя МУЦПК. На обдумывание у молодого специалиста, по его признанию, ушло 3 дня. А дал согласие после того, как вспомнил уроки Белогурова. И не только это.
– Всего осмотрщиком-ремонтником, – как свидетельствует Евгений, – в ВЧДЭ-1 он проработал 7 лет. Но сначала, придя на предприятие, несколько месяцев занимался текущим ремонтом в качестве слесаря. За это время досконально изучил сначала буксовый узел, автосцепное устройство, автотормозное оборудование, неисправности колёсных пар и в дальнейшем – все без исключения узлы вагона.

Столь близкое знакомство с «железом» на руку квалифицированному осмотрщику, как начальный этап профессиональной подготовки. Приобретённые знания и навыки должны обязательно совпасть с личностными качествами – предельной внимательностью, выдержкой, склонностью к быстрому анализу ситуации, хорошей памятью, зрением и слухом, физической подготовкой. А с накоплением опыта в эту копилку попадают обострённая интуиция, профессиональное чутьё на выявление неисправностей в подвижном составе. Настоящий профессионал только посмотрит на вагон, и одного этого достаточно, чтобы с большой долей вероятности судить, насколько здесь возможно наличие трещины.

Другая составляющая квалифицированного осмотрщика-ремонтника – теоретическая подготовка. Все относящиеся к полигону столичной магистрали ВЧДЭ имеют свои технические классы, учебные полигоны. Ведущие занятия специалисты с охотой используют, как правило, находящиеся в их распоряжении плакаты, наглядные пособия. Это может быть изображение или макет тележки пассажирского вагона в сборе, авторегулятора в разрезе или колёсной пары с трещиной, бракованной литой деталью. Но достаточно ли такого арсенала при современном уровне развития техники и технологий?

В условиях эксплуатационного вагонного депо осмотрщику важно за отведённое время не только быстро и качественно произвести диагностику подвижного состава, используя в полной мере имеющиеся на сегодня технологии осмотра. Размещённая в технических классах и регулярно обновляемая техническая литература, практические занятия с выездом на полигон – хорошее подспорье для этого. Кроме того, раз в 3 года каждый из этих специалистов проходит обучение в МУЦПК. По словам Евгения Зайкина, за 4 с лишним года работы в качестве преподавателя учебного центра у него сложилось полное представление о том, в какой информации в первую очередь нуждаются его курсанты. Большое значение в понимании этого имеет входящий мониторинг, который проходят перед началом обучения слушатели курсов.
– Для тестирования осмотрщиков вагонов, – рассказывает он, – сформирован перечень вопросов из нескольких базовых тем по знанию инструкции осмотрщика вагонов, технологического процесса, сохранности вагонного парка. 8 апреля все 28 представителей учебной группы прошли через такой мониторинг. Анализ полученных результатов тестирования обязательно учитывается при планировании технической учёбы.

Продолжая разговор об особенностях работы с подопечными, преподаватель МУЦПК демонстрирует разработанную им и состоящую из множества разделов «Памятку осмотрщика-ремонтника по пассажирским и грузовым вагонам». По словам специалистов, проходящих обучение у Зайкина, собранная в памятке информация для практикующего осмотрщика-ремонтника является настоящим кладезем. Здесь есть если не всё, то многое, касающееся работы специалистов данного профиля, – от размеров автотормозных устройств, описания неисправностей колёсных пар до изложения соответствующих методик, рекомендаций. Но свои «приёмы», например, в выявлении трещин в элементах колёсных пар есть и у работников различных эксплуатационных вагонных депо. Приезжая на учёбу в МУЦПК, они охотно делятся ими (и другой информацией профессионального характера) с коллегами. Например, обмениваются признаками, которые сопутствуют выявлению трещин в литых деталях тележки в колёсных парах грузовых поездов. Так, непосредственно от общения с опытными осмотрщиками-ремонтниками корреспондент «МоЖ» узнал, что, помимо отсутствия валика подвески башмака, опускания триангеля, такими признаками могут быть отсутствие валиков, шайб, шплинтов тормозной рычажной передачи, отсутствие или излом предохранительной скобы. При техническом осмотре во многом «говорящими» бывают и другие, не ускользающие от зоркого глаза осмотрщика сопутствующие признаки: наличие ржавчины в местах расположения дефектов, вздутие краски, наличие скоплений валиков пыли летом, а зимой – инея. Организаторы обучения считают своим долгом обобщить такого рода материалы, делая их широкодоступными. Как рассказывает автор разработки, занесённые в программу данные обновляются после знакомства с новыми инструкциями и прочими документами, касающимися работы осмотрщиков, и каждый раз проходят согласование со службой вагонного хозяйства.

Впрочем, как замечает в завершение разговора Евгений Зайкин, даже при всём разнообразии существующих технологий, ручного труда у осмотрщиков-ремонтников остаётся ещё много, поскольку замену человеческому глазу и рукам, по крайней мере полную, ещё не нашли. В этом плане лучшее средство для улучшения качества работы людей этой профессии – всё тот же обмен опытом. В том числе и в стенах учебных заведений, вносящих свою лепту в подготовку таких специалистов.

Владимир Горелкин
Фото автора



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30