05 июня 2020 10:13

Щётка для путей

Щёточно-роторный модуль, соединённый с любым тяговым средством, может повысить производительность труда при очистке станционных путей от снега и мусора.
Своевременная очистка железнодорожных путей на станциях от снега – особенно при большом количестве стрелочных переводов – является актуальной задачей, от решения которой зависит бесперебойное движение подвижного состава.

Снегоуборочные машины с механическим рабочим органом типа СМ-2, применяемые с прошлого века, и современные типа ПСС-1К хорошо справляются с большими объёмами снега на станционных путях, обеспечивая высокую производительность как по забору снега с пути, так и по его вывозу. Однако их также применяют для профилактической очистки путей при незначительной толщине снега – от 50 до 150 мм, что негативно сказывается на их производительности. При таких объёмах снега на путях полная загрузка полувагонов просто невозможна. В работе участвует практически только рабочий орган машин, подвергающийся при частом использовании значительному износу. Через определённое количество часов работы машины должны пройти профилактическое обслуживание, то есть должны быть выведены из эксплуатации, включая не только головную машину, но и полувагоны.

Понятно, что для профилактической очистки путей не нужна многовагонная машина – вполне достаточно и одновагонной, работающей по принципу коммунальных подметальных машин. При малом слое снега нет необходимости грузить его в подвижной состав – достаточно смести снег в сторону от пути.

В настоящее время широкое применение в коммунальном хозяйстве получили очистительные модули, выполняемые в виде моноблока. Моноблок представляет собой навесное оборудование, состоящее из фрезерно-роторного рабочего органа и приводящей его в действие силовой установки (автономного дизельного двигателя). Оно может быть установлено на фронтальный погрузчик и другие тяговые единицы. Фрезерно-роторные моноблоки используются и для установки на железнодорожную технику. Это недорогая и эффективная альтернатива самоходным снегоочистителям.

Учитывая конструктивную простоту моноблоков и их малую стоимость, на кафедре «Подъёмно-транспортных, путевых, строительных и дорожных машин» Сибирского государственного университета путей сообщения предложено создать щёточно-роторный снегоочистительный модуль.

Как правило, существующие промышленные моноблоки имеют фрезерный рабочий орган, что вполне оправданно для коммунальных дорог. Для железнодорожных путей это тоже подходит при значительном слое снежного наста. При профилактической же очистке путей уборка производится ниже уровня головки рельса, что делает невозможным использование фрезерных и роторных рабочих органов. В схеме (см. рисунок) разработанного нашей кафедрой уборочного модуля предусмотрен щёточный рабочий орган: со стальными лопастями для уплотнённого снега и синтетическими – для лёгкого свежевыпавшего. Выброс сметаемого щёткой снега предполагается производить выбросным ротором, а регулирование направления отброса – поворотным направляющим жёлобом с изменяемым углом наклона. При этом отброс может производиться как на малые, так и на значительные (до 30 м) расстояния, что чрезвычайно важно для исключения заваливания соседних путей на станциях.

Учитывая значительную разнесённость по длине щёточного рабочего органа и выбросного ротора, более целесообразным является применение для обеспечения их работы индивидуального привода. В качестве приводных двигателей применены электродвигатели переменного тока, запитываемые от дизель-генераторной установки, монтируемой на той же ходовой платформе, что и рабочее оборудование. Перевод щёточного органа из транспортного положения в рабочее и назад производится механизмом винт-гайка. При этом перевод осуществляется поворотом опорной траверсы, на которой устанавливается рабочий орган.

Благодаря собственной ходовой платформе модуль может быть сочленён с любым железнодорожным тяговым средством в рабочем режиме, а для перевозки на значительные расстояния – погружен на соответствующий подвижной состав, включая дрезины.

Виктор Глотов,
к.т.н., доцент кафедры «Подъёмно-транспортные, путевые, строительные
и дорожные машины» СГУПСа



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30