24 апреля 2019 01:47

Паровоз, связавший поколения

Как «красные субботы» объединяют поколения железнодорожников и трудовые коллективы

Сотый субботник 13 апреля состоялся на родине «великого почина» – в депо Москва-Сортировочная. Именно здесь в 1919 году зародилась традиция безвозмездного труда, которая впоследствии была поддержана повсеместно в стране. На этот раз участники юбилейного субботника заложили капсулу времени с посланием будущему поколению работников, высадили аллею из нескольких деревьев.
И спустя 100 лет главный объект субботника, приковывающий внимание всех гостей, – это, конечно, паровоз. Его протяжный гудок по традиции возвестил о начале работ, обслуживание и покраску локомотива серии СО17 произвели действующие труженики магистрали.

Напоминаний о первом коммунистическом субботнике в легендарном депо не сосчитать. Начнём с того, что само предприятие находится на улице, носящей имя одного из идейных вдохновителей традиции Ивана Буракова. Скульптурная композиция, посвящённая инициаторам субботника, также находится неподалёку от родины «великого почина». На территории предприятия – на вечной стоянке тот самый паровоз Ов-7024, отремонтированный 15 добровольцами в ночь на 12 апреля 1919 года. Все трудовые подвиги легендарной Сортировки, запечатлённые на фотографиях, в книгах, можно увидеть в музее предприятия, в котором в день проведения субботника особенно рады гостям и бывшим работникам.
– Я прошёл путь от рядового слесаря до начальника депо. А руководителем стал в 1988 году по решению коллектива, – поделился бывший начальник депо Москва-Сортировочная, ветеран Владимир Тыркин. – Сегодня мне особенно приятно здесь видеть своих сослуживцев. Вместе мы работали и в цехах, и на субботниках. Кстати, без участия Виктора Гришина, первого секретаря Московского горкома КПСС, они не начинались. Каждый год Виктор Васильевич торжественно открывал субботники на Сортировке. И стартовал праздник труда в 8 утра. Как и сейчас, наводили порядок на рабочих местах, ремонтировали локомотивы, убирали прилегающую к предприятию городскую территорию. В результате вывозилось несколько платформ мусора.

Для железнодорожников страны субботник – это не просто уборка территории. За 100 лет существования праздника безвозмездного труда он наполнился иным глубоким смыслом. Вместе ветераны и молодёжь, руководство отрасли, дороги, депо, профсоюз. Они общаются, вспоминают о заслугах тружеников магистрали перед страной, передают бесценный жизненный опыт молодым. Мысль о том, что бескорыстный труд советских граждан во многом определил исход Великой Отечественной войны, прозвучала и в ходе торжественного митинга, посвящённого юбилею «великого почина». Право первого голоса было предоставлено почётному ветерану депо Москва-Сортировочная и Московской железной дороги Алексею Константиновичу Мамаеву, который на правах председателя проф-союзной организации на протяжении многих лет возглавлял штаб по проведению субботника на предприятии.
– 100 лет – это большая дистанция в масштабах истории. Мы живём уже в другом государстве, но субботник по-прежнему «молодой», – обратился с трибуны Алексей Константинович. – Этот праздник труда всегда объединял людей вокруг благих дел. На вырученные от субботников средства строились детские сады, поликлиники, онкологический центр. К нам в депо приезжали люди из других городов. Делали это по зову сердца.

Участников юбилейного субботника поздравили прибывшие на мероприятие председатель Роспрофжела Николай Никифоров, председатель Центрального совета ветеранов войны и труда железнодорожного транспорта России Николай Гром, депутаты Государственной думы. Николай Гром, в частности, отметил, что этой весной на субботники выйдут почти полмиллиона ветеранов отрасли.

Как рассказал начальник МЖД Владимир Молдавер, часть вырученных от субботника средств по решению руководства дороги, дорпрофжела будет перечислена в фонд совета ветеранов столичной магистрали.
– С юбилеем субботника я сегодня поздравляю всех железнодорожников и в первую очередь наших ветеранов. Благодаря их преданности профессии, активной гражданской позиции традиция по организации дня безвозмездного труда не только на железной дороге, но и в стране существует вот уже 100 лет, – подчеркнул Владимир Молдавер. – То, что оставляют нам в наследство ветераны, должна развивать молодёжь. И мне бы очень хотелось, чтобы традиция субботников не теряла своей актуальности в будущем. Это пример того, как труд объединяет не только коллективы, но и целые поколения.
– Всем железнодорожникам я желаю счастья, здоровья, благополучия. Принимайте участие в субботниках, в ходе которых мир делается чище и светлее. Уверен, лучше становится и сам человек, – в беседе с «Московским железнодорожником» подчеркнул председатель дорпрофжела Николай Синицын.

Первые лица дороги и профсоюза в юбилейный субботник посадили пушистую ель. Трудились вместе с подрастающим поколением – студентами и активистами РУТ (МИИТ). Говорят, что деревья на почве субботников прочно приживаются. И в этом тоже хороший знак: тандем молодости и опыта обязательно даёт добрые всходы.

Наталья Щевелева
Фото автора



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Выбор редакции

Летний призыв