30 сентября 2020 01:28

Вопрос дня

Как скажется на перевозках снижение цен на уголь?

Владимир Тарасенко, заместитель генерального директора ООО «УГМК-Транс»:
– Сейчас в связи со многими факторами, такими как политика Европейского союза и вытеснение угля с рынка более чистыми видами топлива, наблюдается снижение цен на уголь. На сегодняшний день цены упали практически в два раза. Естественно, многие контракты «уходят», так как становятся экономически невыгодными. Ну и, конечно же, в связи с падением цен произойдёт уменьшение объёмов перевозок на сети РЖД. Ситуация такова, что одна сторона не может позволить себе платить, а другая сторона не имеет возможности сильно снизить цену. Выход из этой ситуации заключается в снижении ставок до того уровня, до которого могут себе позволить это сделать собственники вагонов. Здесь необходимо найти какой-то компромисс. Вообще всегда имеет место быть весеннее снижение цен на уголь. Я не думаю, что это критично, цены должны подняться к осени, а этот период надо как-то пережить. Каждый год цикл повторяется.

Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности:
– Я думаю, что снижение цен на уголь однозначно отразится на объёмах перевозок. Чем дешевле стоит уголь, тем, естественно, больше рентабельность его продаж будет падать. Поэтому всегда актуальна проблема тарифов на транспортировку. Не зря, в общем-то, мы видим регулярные заседания, когда угольные компании просят больше скидок от РЖД на перевозку. Для РЖД это тоже важно. Потому что если не будет угля как большой категории товара для перевозки, то и использование самих железных дорог будет значительно меньше. Но позитивная новость заключается в том, что уголь ещё долгое время будет основой мирового энергетического баланса, просто география его потребления меняется. Если раньше это были западные страны, то теперь это азиатские государства, та же Индия, которая, вопреки расхожему мнению, всё равно пошла по пути Китая: то есть сначала угольная энергетика, потом уже газовая. Не перескочила, так сказать, через угольную ступеньку.

Ярослав Кабаков, директор по стратегии ИК «ФИНАМ»:
– Маловероятно, что это отразится на объёмах перевозок на сети железных дорог. Как правило, угольные компании и покупатели работают по долгосрочным договорам, и вряд ли стоит ожидать, что кто-то станет срочно закупать подешевевший уголь. Даже если такое будет происходить, скорее всего это может быть отложенная покупка, то есть предъявлять уголь к перевозке сейчас вряд ли кто-то будет, его повезут потом. Пропускные и провозные способности железных дорог на ряде направлений и так на пределе, к тому же скоро начнутся масштабные ремонтные работы путей и инфраструктуры в связи с наступлением лета, граждане поедут в отпуска. Суммируя, можно говорить о том, что объёмы перевозки на сети железных дорог могут увеличиться, но это почти не будет связано с уменьшением стоимости угля. Да, кто-то может закупить такой подешевевший уголь и предъявить его к перевозке, но его вклад в увеличение общего объёма грузов будет небольшим, хотя, конечно же, всего угля на сети железных дорог по-прежнему будет перевозиться много.

Сергей Пикин, руководитель Фонда энергетического развития:
– С каждым годом объёмы добычи угля у нас растут. Этот рост, безусловно, сопровождался повышением цен, которое являлось важным фактором. Но этому росту способствовало и повышение рентабельности, то есть уменьшение себестоимости угля, новые технологии и так далее… Цены снижаются не так кардинально, как, например, нефть в 2014–2015 годах. От этого объёмы добычи не упадут, потому что рентабельность у нас всё-таки весьма высокая. Я думаю, что текущий уровень цен позволяет избежать снижения объёмов. Соответственно, если добыча угля снижаться не будет, то и объём перевозок – тоже, если, конечно, РЖД не будут повышать тарифы. Тут же должна быть определённая точка безубыточности, чтобы были выгодны не только месторождения, но и логистика, доставка… Всё зависит от общих затрат с логистикой, то есть с доставкой по сети РЖД, с себестоимостью добычи и, соответственно, с мировыми ценами. Если сделать вывод, то сейчас так остро проблема со снижением объёмов перевозок угля на сети РЖД, я считаю, не стоит.


Евгений Реутов, председатель подкомитета по железнодорожному транспорту комитета Торгово-промышленной палаты РФ по транспорту и экспедированию: 
– Снижение мировых цен на уголь ставит под угрозу не только новые угольные инвестиционные проекты, но и развитие портовой и железнодорожной инфраструктурных, в том числе конкретно на стыках «порт – железная дорога». Безусловно, для бизнеса очень важно долгосрочное планирование с чётким пониманием объёмов продукции и услуг и их стоимости. При кардинальном изменении конъюнктуры рынка происходят взаимоувязанные процессы изменений как самого рынка, так и смежных рынков. Так, увеличение экспорта угля и маржинальности продаж в транспортном сегменте привело к увеличению объёма экспорта угля на определённых направлениях и повышенный спрос на полувагоны, в том числе – с улучшенными техническими характеристиками. А это вызвало напряжённую ситуацию по наличию необходимых родов вагонов для перевозки ряда грузов. 

Вадим Топоров, заместитель директора практики по работе с компаниями транспортного сектора KPMG: 
– Коррекцию можно было ожидать, ведь большую часть прошлого года цена на уголь находилась на рекордно высоких значениях. Впрочем ряд факторов указывает на то, что в ближайшем будущем падение остановится. Во-первых, тон ценам на энергоносители задает цена нефти, а она в последнее время растёт. Во-вторых, спрос на уголь со стороны основных импортеров, в частности Китая и Южной Кореи, остаётся высоким. Если не случится существенного замедления китайской и мировой экономики, которое приведёт к падению цен на все энергоносители, длительного продолжения у текущего тренда не будет.
Поскольку на мировом рынке нет угольного ОПЕК, при падении цен производители угля не снижают объём добычи, а наоборот, всеми силами стараются его нарастить, чтобы поддержать денежный поток. В предыдущие периоды низких цен, в частности в 2015-2016 годах, объёмы перевозки угля устойчиво росли. Падение цен, если оно состоится в будущем, также не должно повлечь за собой сокращение объёмов погрузки. 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30