30 сентября 2020 01:17

Порты на перспективу

В 2019 году владельцы угольных терминалов в морских портах Дальнего Востока введут в строй сразу три новых объекта транспортной инфраструктуры. За следующие три года совокупные мощности стивидоров региона увеличатся почти на 50 млн тонн в год.
Совокупные мощности дальневосточных угольных терминалов к 2024 году должны составить 320 млн тонн (сейчас 274,3 млн тонн).

«ВаниноТрансУголь» (ВТУ, дочерняя компания УК «Колмар») завершит строительство специализированного терминала для перевалки угля в бухте Мучке Ванинского района Хабаровского края в III квартале 2019 года. Как ранее отмечал бывший генеральный директор УК «Колмар» (ныне губернатор Кемеровской области) Сергей Цивилёв, ещё в 2018 году в качестве перевалочных пунктов компании приходилось использовать морские терминалы Приморского края.
«Но с конца 2019 года доставка будет идти исключительно через собственный терминал компании, который находится в порту Ванино. До него расстояние ближе – 2200 км, это будет дешевле. До Приморского края – 2500 км. Мы специально выбирали место для строительства терминала, которое было бы эффективным с точки зрения логистики», – отметил Сергей Цивилёв.

Компания приступила к строительству угольного терминала в июне 2017 года. Строящийся терминал предназначен для перевалки коксующихся углей, добываемых в Якутии. Стоимость реализации проекта оценивается в 35 млрд руб. Его реализация запланирована в два этапа. На первом этапе – в III квартале 2019 года – завершится строительство объектов терминала для перевалки угля мощностью 12 млн тонн в год. На втором – мощности увеличатся до 24 млн тонн к 2023 году. Грузы будут перевозить на терминал по Байкало-Амурской магистрали.

В мае 2017 года началось строительство угольного терминала «Порт Вера» (УК «Восток-Уголь») в Шкотовском районе Приморья. Ожидаемая производственная мощность предприятия составляет 20 млн тонн угля в год и запланирована на 2022 год. Внедрение первой очереди терминала произошло в 2018 году.

«Порт Вера» станет одним из первых перегрузочных терминалов в России, не завязанных на деятельности какой-то конкретной угольной компании. Компания намерена строить работу с малыми и средними угледобывающими предприятиями страны, чтобы обеспечить им доступ на рынки Юго-Восточной Азии», – рассказал генеральный директор «Порта Вера» Евгений Диев.

Терминал главным образом ориентирован на перевалку угля с Сугодинско-Огоджинского месторождения, но также будет обслуживать других российских экспортёров. На первом этапе объём перевозок в направлении «Порта Вера» составит от 500 тыс. тонн до 800 тыс. тонн с дальнейшим увеличением до 2,2 млн тонн в 2020 году.

В 2018 году стартовало строительство угольного порта «Суходол» по соседству с «Портом Вера» в Приморье. Холдинговая компания «Сибирский деловой союз» (ХК «СДС») и ОАО «РЖД» заключили инвестиционное соглашение, предусматривающее реализацию проекта «Суходол». По словам генерального директора ХК «СДС-Уголь» Геннадия Алексеева, в общей сложности в проект направят свыше 30 млрд руб.

Угольный порт «Суходол» мощностью 20 млн тонн в год будет действовать в рамках режима свободного порта (СПВ). Режим СПВ подразумевает портовую зону, пользующуюся особыми режимами таможенного, налогового, инвестиционного, а также смежного регулирования. Режим СПВ действует в пяти регионах Дальнего Востока России: Приморском, Хабаровском, Камчатском краях, Сахалинской области, Чукотском автономном округе. Специально созданная для этого компания «Морской порт Суходол» в апреле 2018 года получила статус резидента СПВ и заключила соответствующее соглашение с АО «Корпорация развития Дальнего Востока».

Активное строительство порта началось во второй половине 2018 года. Строительство первой и второй очередей порта планируется завершить в 2021 году, что позволит обеспечить перевалку суммарно 12 млн тонн груза в год. Третья очередь, которая будет построена в 2022 году, увеличит объём перевалки угля ещё на 8 млн тонн.
«В соответствии с долгосрочными прогнозами развития угольной отрасли спрос, существующий на азиатском рынке на российский уголь, продолжит демонстрировать устойчивый рост. Создание таких дополнительных логистических мощностей расширит возможности экспорта угля на азиатско-тихоокеанский рынок», – сообщил Геннадий Алексеев.

Проект включает в себя не только сам современный угольный терминал, но и железнодорожную инфраструктуру: строительство электрифицированного железнодорожного пути необщего пользования от станции Смоляниново до станции Порт с возможностью принимать тяжеловесные составы (до 100 вагонов), который будет интегрирован в инфраструктуру РЖД. Это позволит угольным грузам двигаться быстрее и при увеличении объёмов перевозки минимизировать нагрузку на станцию Смоляниново.

Надежда Проскура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30