29 сентября 2020 13:31

Трудовой выходной

Как субботники заложили основу социалистического соревнования

Сто лет назад в Советской России прошли первые субботники. Самое активное участие в них принимали железнодорожники, на которых возлагались особенно трудные задачи: ускоренный ремонт подвижного состава и железнодорожного полотна, доставка людей и грузов к местам проведения работ. «Гудок» изучил архивные документы, в которых рассказывается о подготовке первого субботника, названного Владимиром Лениным «великим почином».
Вопреки распространённой легенде, идея субботников принадлежала не Ленину, или, вернее, не только ему одному. В бюллетене Всероссийского исполнительного комитета железнодорожного профсоюза (Викжеля) говорилось: «Как советские поезда могут ездить в любое время дня и ночи, так и люди, которые работают на них, также в состоянии трудиться постоянно». Для демонстрации трудовых успехов Викжель предложил провести 1 мая 1919 года «выходник» – в свободный от обязательной работы день люди по доброй воле должны были трудиться на производствах.

Для согласования этого предложения в конце марта 1919 года в Викжель прибыл «республиканский комиссар» – представитель НКПС Российской республики и бывший наркомпути Владимир Невский. Сохранились отрывки его торжественной речи: «Дорогие товарищи! Только труд отличает нового человека, рабочего, который строит социализм, от человека старого, паразита на теле общества... наш человек должен трудиться постоянно. Без труда нет для него ни счастья, ни самой жизни». Переговоры окончились тем, что комиссар НКПС принял предложение Викжеля.

Но другой «республиканский комиссар» путей сообщения, Александр Емшанов, отказался «идти на поводу у профсоюзников». Он предложил подать личный пример «товарищам руководящим кад-рам» и потратить выходной день на общественно полезный труд. Первоначально такое мероприятие должно было называться «воскресник», но название изменил якобы лично Ленин, чтобы избежать религиозного подтекста. Так появилось название «субботник».

Комиссар Емшанов ещё за месяц до предполагаемой даты проведения первого субботника распорядился провести анонимный опрос: выяснилось, что из 719 человек главка НКПС 712 не имеют ни малейшего желания тратить свой выходной на работу. Нарком путей сообщения Леонид Красин получил выговор от самого Ленина. Емшанов решил действовать методом кнута и пряника: тем, кто не придёт на субботник, грозило увольнение, а тем, кто в нём будет активно участвовать, полагалась премия.

В Викжеле тоже не обошлось без накладок. Члены профсоюза требовали разрешения выступить с флагами и транспарантами с собственными речовками. Их поддержал Невский: это «придаст товарищам на нашем субботнике новой социалистической сознательности, помноженной на железнодорожную ответственность». Емшанов написал на предложении: «Викжель вернёт нас к жизни – неужель?»

Главным камнем преткновения стал вопрос о том, следует ли субботник планировать или имеет смысл отдать всё мероприятие на волю самим трудящимся.

Емшанов спорил с Невским, не желая привязывать субботник к майским праздникам. Невский придерживался мнения, что рабочие должны решать сами: «Раз мы за революционную самодеятельность масс, давайте же им доверять! Мы глубоко убеждены, что... товарищи рабочие сами решат, где, когда и как лучше приложить свои силы. Главное – дать им направление».

Далеко не все товарищи разделяли мнение Невского. В частности, оставшийся неизвестным секретарь писал: «При таком отношении свобода грозит обернуться безответственностью. Чего вы хотите от почти несознательного элемента на ж.-д.?»

Для работы с «несознательным элементом» по поручению Красина были образованы добровольные бригады из комсомольцев и коммунистов. По вечерам они обходили рабочих, живших в мастерских, и агитировали участвовать в субботнике. Случались и курьёзы: нескольких агитаторов побили, в другой раз они отобрали у рабочих водку, обещав вернуть её только после субботника. Однако дело продвигалось, и Невский отмечал, что «то ли от безвыходности, то ли просто от безделья даже самые несознательные рабочие всё-таки идут толпами записываться на субботник».

Один из молодых рабочих, который, по его собственным словам, только недавно «перековался», написал Емшанову донос на своих старших товарищей. По его мнению, они хотели в последний момент сорвать проведение субботника. Железнодорожников – уважаемых инженеров-путейцев – вызвали для дачи показаний. Никакого состава преступления в их действиях не нашли – несколько техников признались в том, что просто хотели сказаться больными и не идти на субботник. Но Емшанов (кстати, сын инженера-путейца) признался, что «нервничает», и попросил о помощи ВЧК.

На обращение быстро откликнулся сам Дзержинский. Он предложил, чтобы в субботнике наравне с другими участвовали и чекисты. Они «будут работать и следить за порядком». Кроме того, Железный Феликс дал и личный совет: «Труд должен быть людям в радость, а вы им предлагаете вспомнить царские времена. Надо, чтобы они получили какое-то удовлетворительное вознаграждение за свою работу». Возможно, он имел в виду материальное поощрение, но в тот раз к его словам не прислушались.

Чтобы лучше работалось на открытом воздухе, решили пригласить духовые оркестры, которые должны были играть в несколько смен – это был бы их вклад в субботник. Невский настоял на том, чтобы железнодорожники получали фронт работ, а уж насколько они будут успешны на своих участках, зависит от них самих. Емшанов в этих обстоятельствах почему-то решил обратиться за помощью к Троцкому. Всесильный нарком написал, что, «видя, как их товарищи выполняют и перевыполняют работу в выходной день, другие рабочие вступят с ними в социалистическое соревнование; таким образом, мы получим и важное воспитательное значение субботника». Возможно, это первое упоминание о «социалистическом соревновании» в советской истории.

Дело осталось за малым – объединить рабочих в артели по их специализации. Этим занимался Нев-ский. Но и тут возникли сложности.
«Нам крайне важно сплочение, а не разъединение. Мы не можем допустить, чтобы между собой соперничали отдельные технические специалисты. Тем паче невозможно, чтобы отдельные люди выходили на первый план. У нас будет общее состязание коллективов. Не каждый выпячивается вперёд, а все смотрят друг на друга и, побуждаемые социалистической волей, стремятся превзойти себя», – говорил Владимир Невский.

Артели в итоге были смешаны: в каждой присутствовали специалисты из разных железнодорожных профессий. Первый субботник состоялся 12 апреля: в депо Москва-Сортировочная группа рабочих из 15 человек после рабочего дня вернулась в цех ремонтировать паровозы. Обычные рабочие нормы были перевыполнены. Бригадир одной из артелей на вопрос, что его сподвигло трудиться ударными темпами, ответил так: «Если правда, что при коммунизме можно будет работать по желанию, то отчего же сейчас не постараться?»

Первый массовый субботник, в котором приняли участие 205 человек, состоялся 10 мая 1919 года на Московско-Казанской железной дороге. А первый Всероссийский субботник был проведён по решению 9-го съезда РКП(б) 1 мая 1920 года.

Владимир Максаков

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30