30 сентября 2020 20:52

На благо страны

Как поколение ветеранов-железнодорожников готовилось ко дню безвозмездного труда

Вековой юбилей субботника на следующей неделе отметит вся страна. Традиция трудиться для страны безвозмездно, хотя бы и раз в году, существует у нас благодаря старшему поколению железнодорожников.
Юрий Чумаченко, Герой Соцтруда, бывший машинист депо Москва-Сортировочная
Работники Сортировки во время субботника приводят в порядок локомотивы
– Юрий Николаевич, вся ваша жизнь связана с депо Москва-Сортировочная. Вклад этого предприятия в развитие отрасли и страны переоценить невозможно. Кроме того, как известно, оно стало родоначальником такого мощного общественного движения, как субботники. Не буду спрашивать, пойдёте ли вы на Сортировку 13 апреля. Знаю, что обязательно. И всё же, в который раз?
– Я в 1957 году пришёл в паровозное депо Москва-Пассажирская, объединённое впоследствии с локомотивным депо Москва-Сортировочная. В день моего совершеннолетия, 25 июля, начался мой путь по железной дороге. С этой даты можно вести отсчёт и моих субботников.

– Для вас, как для человека, который совмещал трудовые будни с активной общественной деятельностью, субботник является чем-то большим, чем безвозмездная уборка рабочего места. Насколько я знаю, вы были секретарём комсомольской организации депо, входили в штаб по организации субботника на предприятии. Как тогда готовились к такому событию?
– Штаб по проведению субботника в депо возглавлял тогдашний председатель нашего профкома Алексей Константинович Мамаев, который со своими обязанностями в вопросах подготовки ко дню безвозмездного труда справлялся блестяще. А вопросов было много. Помимо сугубо бытовых – распределение рабочих мест, подготовка инвентаря, организация митинга и т. д., необходимо было на достойном уровне провести встречу высоких гостей. Справедливости ради отмечу, различные делегации наше депо принимало чуть ли не каждый день, потому как считалось образцово-показательным и в производственной деятельности, и с точки зрения эстетики. Но субботники, безусловно, случай особый. Традиционно их посещали первый секретарь Московского горкома КПСС, член Политбюро ЦК КПСС Виктор Гришин, министр МПС Борис Бещев. На площади возле предприятия организовывался митинг, трибуной служил паровоз – тот самый, что в 1919 году был, помимо ещё двух своих собратьев, отремонтирован группой добровольцев. Звучала музыка в исполнении оркестра, популярные артисты пели свои хиты. Царила атмосфера единения и праздника. Это событие каждый раз широко освещалось в прессе и на телевидении. О значимости субботника для руководства страны и граждан говорит тот факт, что посвящённое предстоявшему событию торжественное собрание, на котором оглашался официальный призыв к субботнику, проводилось в Колонном зале Дома союзов или Кремлёвском дворце съездов с участием руководителей горкома и райкомов партии, передовиков производства и, конечно, представителей нашего депо.

– Алексей Мамаев в недавнем интервью «Московскому железнодорожнику» говорил, что самый яркий субботник состоялся в 1969 году, когда отмечался его полувековой юбилей. Чем бы вы дополнили эти воспоминания?
– 50 лет назад мы, комсомольцы Сортировки, действительно обратились с призывом к молодёжи всей страны о проведении Всесоюзного субботника. Такого энтузиазма в коллективе я ранее не видел и, думаю, вряд ли уже увижу. Только представьте, на 50-летие субботника к нам на предприятие прибыли 2000 человек со всего СССР. В том числе и иностранные делегации. Очень уж им хотелось посмотреть на граждан, стремящихся поработать бесплатно. Кстати, именно после своего 50-летия организация дня безвозмездного труда на всех предприятиях СССР вошла в обязательную традицию.

– Вы были знакомы с некоторыми железнодорожниками – инициаторами субботника. Что это были за люди?
– Я имел возможность лично общаться с родоначальниками этой славной традиции – Яковом Михайловичем Кондратьевым, Василием Михайловичем Сидельниковым, Фёдором Ивановичем Павловым. С Яковом Михайловичем, кстати, мы даже вместе ездили в Ульяновск на 100-летие со дня рождения В.И. Ленина, часто на предприятиях дороги встречались с молодёжью. Могу сказать, что это были очень эрудированные люди, профессионалы, патриоты и настоящие коммунисты того времени. Как они рассказывали, выйти в ночь на работу их вынудили обстоятельства. В те сложные времена всё депо было заполнено неисправными паровозами, а станция – поломанными вагонами. Холод и отсутствие света не стали препятствием к ночной работе. К утру группа из 15 добровольцев подготовила 3 локомотива.
В основе идеологии субботника лежала идея патриотизма. Помочь молодой республике стремились родоначальники этой традиции, а потом и моё поколение. Мы жили мечтами о светлом коммунистическом будущем, искренне хотели сделать свою страну лучше. Для Родины, для народа, оправдать оказанное доверие – такими лозунгами тогдашняя молодёжь и руководствовалась.

Беседовала Наталья Щевелева

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30